Место нарративного анализа в контексте библейских исследований

Авторы

  • Барицкий Дмитрий, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.50.3.002

Ключевые слова:

библеистика, литературный анализ, структурализм, метод читательского отклика, риторический анализ, нарративный анализ

Аннотация

Настоящая статья представляет собой обзор современных научных методов в рамках библейских исследований. Внимание автора сосредоточено на литературном подходе к тексту Священного Писания и, в первую очередь, на такой его разновидности, как нарративный анализ. Автор предпринимает попытку классификации подходов к библейскому тексту. В её основу положена коммуникативная модель Р. Якобсона, на оси репрезентации которой располагаются исторические методы, а на оси коммуникации — литературные. В свою очередь, дифференцировать литературные подходы помогают базовые элементы коммуникативной триады: «автор», «текст», «читатель». Учитывая сосредоточенность исследователей на том или ином компоненте, выделяются подходы объективные (структурализм) и прагматические (риторический анализ и критика читательского отклика). Благодаря своим методологическим принципам нарративный анализ занимает среднее положение между этими подходами: учитывая его интерес к повествовательным структурам текста, можно считать нарративный анализ объективным методом; а учитывая его заинтересованность в образе подразумеваемого читателя — методом прагматическим.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Барицкий Дмитрий, священник, Московская духовная академия

кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, доцент кафедры библеистики

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

baricky1981@yandex.ru

Библиографические ссылки

Aristoteles. Rhetorica // Aristotelis Ars Rhetorica / ed. W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1959. [r1964]. P. 1–191. [1354a1 — 1420a8].

Augustinus Hipponensis. Confessiones // PL. T. 32. Col. 659–869.

Cicero. Ad M. Brutum Orator // Cicero. Orator ad M. Brutus / ed. K. W. Piderit. Leipzig: Teubner, 21876. P. 31–151.

Ephraem Syrus. In Genesim commentarii // Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii / edidit R.-M. Tonneau. (CSCO; vol. 152. Scriptores syri; t. 71). P. 1–121.

Ephraem Syrus. In Genesim commentarii // Sancti Ephraem Syri in Genesim et in Exodum commentarii / interpretatus est R.-M. Tonneau. (CSCO; vol. 153. Scriptores syri; t. 72). P. 1–103.

Gregorius Nazianzenus. Oratio XXX. Theologica quarta. De Filio // PG. T. 36. Col. 104C–133A.

Hieronymus.Interpretatio Chronicae Eusebii Pamphili cui subjecta sunt continenter fragmenta quae exstant operis graeci // PL. T. 27. Col. 33–40A.

Августин, блж. Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко. Санкт-Петербург: Наука, 2013. (Литературные памятники).

Аристотель. Риторика / пер. с др.-греч. О. П. Цыбенко // Аристотель. Риторика. Поэтика. Москва: Лабиринт, 2000. С. 5–148.

Григорий Богослов, свт. Слово 30, о богословии четвёртое, о Боге Сыне второе // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. Санкт-Петербург: Изд. П. П. Сойкина, [1912]. С. 429–444.

Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия // Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 6. Москва: Отчий дом, r1995. [Сергиев Посад: СТСЛ, 1901]. С. 205–337.

Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / под ред. М. Л. Гаспарова. Москва: Наука, 1972.

Цицерон. Оратор. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777005#065 (дата обращения: 27.03.2023).

Лехциер В. Л. Нарративный поворот и актуальность нарративного разума // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 5–8.

Смолененкова В. В. Основы риторической критики. Москва: Форум, 2018.

Abrams M. H. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. New York (N. Y.): W. W. Norton, 1958.

Alter R. The Art of Biblical Narrative. New York (N. Y.): Basic Books, 1981.

Barton J. Classifying Biblical Criticism // JSOT. 1984. № 29. P. 19-35.

Beardslee W. Literary Criticism of the New Testament. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1969.

Boot W. The Rhetoric of Fiction. 2d ed. Chicago (Ill.): University of Chicago Press, 1983.

Burton M. Rhetoric and the New Testament. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1989.

Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press, 1978.

Detweiler R. Derrida and Biblical Studies. Chico (Ca.): Scholars Press; The Society of Biblical Literature, 1982. (Semeia; № 23).

Culpepper A. Anatomy of the Fourth Gospel: A Study in Literary Design. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1983.

Detweiler R. Reader-Response Approaches to Biblical and Secular Texts. Decatur (Ga.): Scholars Press, 1985. (Semeia; № 31).

Fish S. Literature in the Reader: Affective Stylistics // Self-Consuming Artifacts: The Experience of Seventeenth-Century Literature. Berkeley (Ca.); Los Angeles (Ca.): University of California Press, 1972. P. 383–427.

Fish S. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretative Communities. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1980.

Fowler R. Let the Reader Understand: Reader-Response Criticism and the Gospel of Mark. Bloomington (Ind.): Indiana University Press, 1989.

Fowler R. Who is «The Reader» in Reader-Response Criticism? // Semeia. 1985. № 31. P. 5–23.

Frei H. The Eclipse of Biblical Narrative: A Study in Eighteenth and Nineteenth Century Hermeneutics. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1974.

Holland N. The Dynamics of Literary Response. New York (N. Y.): W. W. Norton, 1968.

Holland N. Five Readers Reading. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1975.

Iser W. The Implied Reader: Patterns of Communication in Prose Fiction from Bunyan to Beckett. Baltimore (Md.): Johns Hopkins University Press, 1974.

Iser W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore (Md.): Johns Hopkins University Press, 1978.

Kennedy G. New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism. Chapel Hill (N. C.): University of North Carolina Press, 1984.

Kingsbury J. The Christology of Mark’s Gospel. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1983.

Kingsbury J. Matthew as Story. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1986.

Kingsbury J. Reflections on «The Reader» of Matthew’s Gospel // NTS. 1988. Vol. 34. Iss. 3. P. 442–460.

Kugel J. L. The Idea of Biblical Poetry. Parallelism and Its History. New Haven (Conn.), 1981.

Longman T. Literary Approaches to Biblical Interpretation. Grand Rapids (Mich.): Zondervan, 1987.

Lowth R. Lectures on the Sacred Poetry of the Hebrew. London: T. Tegg and Son, 1835.

McKnight E. Bible and the Reader: An Introduction to Literary Criticism. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1985.

McKnight E. Post-Modern Use of the Bible: The Emergency of Reader-Oriented Criticism. Nashville (Tenn.): Abington Press, 1988.

Muilenburg J. Form Criticism and Beyond // Journal of Biblical Literature. 1969. № 1 (88). P. 1–18.

Patte D. The Gospel According to Matthew: A Structural Commentary on Matthew’s Faith. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1987.

Patte D. Structural Exegesis for the New Testament Critics. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1989.

Perrin N. The Evangelist as Author: Reflections on Method in the Study and Interpretation of the Synoptic Gospels and Acts // BiblRes. 1972. № 17. P. 5–18.

Petersen N. Literary Criticism for New Testament Critics. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1978.

Powell M. A. What is Narrative Criticism? Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1990.

Powell M. A. Types of Readers and Their Relevance for Biblical Hermeneutics // TSR. 1990. № 12. P. 19–34.

Resseguie J. Reader-Response and the Synoptic Gospel // JAAR. 1984. № 52. P. 307–324.

Rhoads D. Narrative Criticism and the Gospel of Mark // JAAR. 1982. № 50. P. 411–434.

Rhoads D., Michie D. Mark as Story: An Introduction to the Narrative of a Gospel. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1982.

Robbins K. Jesus the Teacher. A Socio-Rhetorical Interpretation of Mark. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1984.

Suleimann S., Crossman I. The Reader in the Text: Essays on Audience and Interpretation. Princetone (N. J.): Prencetone University Press, 1980.

Tannehill R. The Narrative Unity of Luke-Acts: A Literary Interpretation. Vol. 1: The Gospel According to Luce. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1986.

Tannehill R. The Narrative Unity of Luke-Acts: A Literary Interpretation. Vol. 2: The Acts of the Apostles. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1990.

Загрузки

Опубликован

2023-11-13

Как цитировать

(1)
Барицкий, Д. Место нарративного анализа в контексте библейских исследований. БВ 2023, 42-71.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории