Рецепция апостольского текста в поэме В. А. Жуковского «Агасфер»
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-36-1-264-276Ключевые слова:
литературоведение, русская литература XIX в., В. А. Жуковский, Священное Писание, апостольский текст, «Агасфер», рецепция, аллюзия, реминисценция, непрямое цитирование, сюжет духовного преображения, мотивАннотация
В статье анализируется рецепция апостольского текста в поэме в. а. Жуковского «Агасфер». основные методы исследования: интертекстуальный, рецептивный, историко-литературный. средневековая легенда об Агасфере осмысляется Жуковским в религиозно-философском аспекте: как сюжет о грехопадении и духовном воскресении. ключевой момент в сюжете духовного перерождения героя связан с темой покаяния, которая осмысляется в контексте священного предания как внутренний переворот, как духовное изменение. тема покаяния в поэме аллюзивно соотносится с образом апостола Павла и его посланиями. восстановление ценностно-смысловых ориентиров героя осуществляется в контексте откровения Иоанна Богослова. Значение апокалипсиса открывается герою во сне, что указывает на то, что вместе с духовным исцелением он также получил пророческий дар. Библейский текст играет важную роль в моделировании образной системы поэмы. один из центральных символических её образов - образ дверей, формируется на пересечении евангельских и апостольских аллюзий. отсылки к апостольскому тексту позволяют конкретизировать сюжетную, мотивную, хронотопическую организацию поэмы. в то же время включение прецедентного текста в структуру поэмы сообщает ей дополнительную символическую кодировку. Семиосфера апостольского текста в поэме «Агасфер» объёмна и пластична; она пересекается с евангельским и ветхозаветным контекстом, включает не только канонические книги Нового Завета - Деяния святых апостолов, их послания и апокалипсис, но также сочинения мужей апостольских, например, послание к Римлянам священномученика Игнатия Антиохийского. к особенностям функционирования прецедентного текста в поэме можно отнести, во-первых, перекодировку чужого (апостольского) слова в слово героя: апостольские цитаты вводятся в поэму как слово героя, как фрагменты его исповеди; во-вторых, отсутствие границ между разными книгами священного писания (библейские книги как богодухновенные произведения дополняют друг друга, составляя единое целое).
Скачивания
Библиографические ссылки
Ignace d'Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe / éd. P. T. Camelot. Paris: Éditions du Cerf, 1969. (SC; vol. 10). P. 56-154.
Жуковский В. А. О внутренней христианской жизни // Жуковский В. А. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: изд. А. С. Панафидиной, 1915. С. 130-134.
Жуковский В. А. Странствующий жид // Жуковский В. А. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Изд. А. С. Панафидиной, 1915. С. 394-410.
Игнатий Антиохийский, сщмч. послание к Римлянам // Писания мужей апостольских / сост., введ., перев. с древнегреч. и лат., предисл., коммент., библиогр., указ. А. Г. Дунаев. М.: Издательский совет РПЦ, 2003. с. 352-357.
Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. поэзия чувства и сердечного воображения. ПГ.: Жизнь и знание, 1918.
Долгушин Д. В., свящ. В. А. Жуковский и И. В. Киреевский: из истории религиозных исканий русского романтизма. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
Долгушин Д. В. В. А. Жуковский и религиозная культура его времени (Диссертация на соискание ученой степени доктора филол. наук: 10.01.01). Томск; Новосибирск, 2019.
В. А. Жуковский в воспоминаниях современников / сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. О. Б. Лебедевой и А. С. Янушкевича. М.: Наука, Школа "языки русской культуры", 1999.
Кайль Р. Д. Гоголь i апостол Павло // Гоголезнавчi студiї. 2012. № 2 (19). С. 213-226.
Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.