Ф. М. Достоевский на страницах церковной академической периодики конца XIX — начала XX века (на материале журнала Московской духовной академии «Богословский вестник»)
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.019Ключевые слова:
Достоевский, церковная периодика, «Богословский вестник», рецепция, аксиология, христианское миросозерцание, религиозно-философская критика рубежа XIX– XX веков, богословие, архетипАннотация
В статье рассматривается проблема восприятия творческого наследия Ф. М. Достоевского в церковной академической периодике рубежа XIX–XX вв. В «Богословском вестнике», журнале Московской духовной академии, представлен довольно большой пласт материалов, так или иначе связанных с Достоевским (в этом смысле писатель оставляет далеко позади себя Пушкина, Гоголя, Лескова и др.). Обращает на себя внимание широта тематического контекста, в котором упоминается Достоевский и/или его произведения (от историко-литературного и религиозно-философского до социально-психологического и естественнонаучного). Типичные формулы, через которые определяется образ писателя на страницах «Богословского вестника» — проповедник православия, учитель пастырей, панславист, психолог, философ, гений и др. В большинстве публикаций «Богословского вестника» сочинения Достоевского выступают не столько как объект историко-литературного анализа, сколько используются в качестве материала, позволяющего прокомментировать актуальные нравственно-философские вопросы современности или, что наблюдается в статьях научно-богословского характера, проиллюстрировать на доступном для читателей языке догматические основы христианства и православной аскетики. В некоторых статьях проводится сопоставление известных людей с персонажами произведений Достоевского (например, личность В. Розанова и его религиозность сравнивается с образом Алёши Карамазова и его верой в Бога). В «Богословском вестнике» творческое наследие Достоевского рассматривается не только как вершинное явление отечественной литературы, но и как значимый фактор русской православной культуры.
Скачивания
Библиографические ссылки
Глаголев С. С. Духовный дальтонизм в изящной литературе. Рец. на: Lourdes par Emile Zola / Paris, 1894 // БВ. 1894. Т. 4. № 12. С. 548–578.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом: Ч. 1 и 2. Москва: Сов. Россия, 1987.
Кузнецов Н. Д. Русская художественная литература в её отношении к вопросам религии // БВ. 1910. Т. 3. № 10. С. 333–352.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский / сост. и послесл. В. М. Толмачёва. Москва: Республика, 1995.
Светлов П. Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания»: (Богословско-апологетическое исследование) // БВ. 1903. Т. 1. № 3. С. 463–498.
С. Л. [Автор не установлен]. Рец. на: Малеонский М. Владиславлев. Повесть из быта семинаристов и духовенства: Серебряный век. Санкт-Петербург, 1883–1894 // БВ. 1894. Т. 4. № 11. С. 383–409.
С. С. Б. [Антоний (Храповицкий), архим.] Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф. М. Достоевского // БВ. 1893. № 10. С. 41–79.
Страхов П. С. Всемогущий случай или творчество Божие? // БВ. 1909. Т. 1. № 1. С. 1–23. Тареев М. М. Достоевский как религиозный мыслитель // ХЧ. 1907. № 11. С. 575–598. Тареев М. М. Типы религиозно-нравственной жизни // БВ. 1902. Т. 3. № 9. С. 42–81.
Тареев М. М. Христианство и религия В. В. Розанова // БВ. 1907. Т. 3. № 12. С. 627–665. [Тареев М. М.] Религиозная проблема в современном освещении: [Религия и социализм. Л. Фейербах, Д. Штраус. О. Конт] // БВ. 1909. Т. 1. № 1. С. 58–84.
Фетисенко О. Л. Достоевский в двух эпистолярных диалогах В. В. Розанова 1890-х гг. // Достоевский и мировая культура. Альманах № 27 / сост., отв. ред. Н. Т. Ашимбаева, Б. Н. Тихомиров. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2010. С. 204–219.
Эрн. В. Ф. [Рец. на:] Campanella T. Le poesie. Lanciano, 1913 // БВ. 1913. Т. 2. № 6. С. 390–401.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.