Богословская трансформация символов Приснодевства Девы Марии в символы непорочного зачатия Девы Марии на примере иконографии «Tota Pulchra»
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-36-1-225-243Ключевые слова:
история искусства, иконописание, икона, Дева Мария, «Tota Pulchra», символы Приснодевства, догмат о непорочном зачатииАннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем - иконографическому, культурному и богословскому развитию догмата о непорочном зачатии Девы Марии в западноевропейской культуре. автор статьи поднимает и изучает вопрос о происхождении и развитии иконографии девы марии «Tota Pulchra» и «Tota Pulchra с символами литании» в XV-XVII вв. в культуре Европы. сначала подробно описывается иконографический памятник «Часослов девы Марии» и его гравюра «Tota Pulchra», получившая широкое распространение во фламандской и испанской живописи с XVI в., а затем даётся описание символических изображений, сопровождавших образ «Tota Pulchra». автор изучает развитие иконографии «Tota Pulchra с символами литании» в Испании, Франции, а также в Италии, развитие осмысления символических библейских изображений в период критики католичества и реформации вплоть до формулировки концепции и рассматривает включение этих изображений во вновь создаваемый образ «Непорочного зачатия Девы Марии».
Скачивания
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Hieronymi Stridonensis. liber de nominibus hebraicis // Pl. T. 23. col. 771–934.
ЛИТЕРАТУРА
Blunt A. artistic Theory in Italy, 1450–1660. oxford: oxford university Press, 1985.
Buser T. Jerome Nadal and Early Jesuit art in rome // art Bulletin. Turner, Jane Ed. Grove Dictionary of art. 1976. № 3 (58). P. 424–433.
Lausberg H. Der hymnus «ave maris stella». Köln: Westdeutscher Verlag, 1976.
Mâle É. l’art religieux de la fin du Moyen Âge en France: étude sur l’iconographie du Moyen Âge et ses sources d’inspiration. París: armand colin, 1949.
Mále É. l’art réligieux après le concile de Trente, étude sur l’iconographie de la fin du XVIe, du XVIIe et du XVIIIe siècles en Italie, en France, en Espagne et en Flandre. Paris: librairie armand colin, 1932.
Mauquoy-Hendrickx M. les étampes des Wierix. Bruselas: Bibliotheque royale albert I, 1978. Vol. 1.
Molanus J. Traité des saintes images / ed. and trans. F. Boespflug, olivier christin and Benoît Tassel. 2 vols. Paris: le cerf, 1996.
Stratton S. la Immaculada сoncepcion en el arte Español. Madrid: Fundacion universitaria Espanola, 1988.
Wieck R. S. Time Sanctified: The Book of hours in Medieval art and life. New York: George Braziller, 1988.
Алехина Л. И. Библейский театр мартина Энгельбрехта. сюжеты священной истории в западноевропейской книжной гравюре: [каталог выставки]. м.: центральный музей древнерусской культуры и искусства им. андрея рублева, 2017.
Буко А. Путешествие по саду девы марии // Брат солнце. 2012. № 1 (25). с. 15–26.
Бусева-Давыдова И. Л. культура и искусство в эпоху перемен: россия семнадцатого столетия. м.: индрик, 2008.
Флоровский Г., прот. о почитании софии, Премудрости Божией, в византии и на руси // АО. 1995. № 4. С. 145–161.