Проблемы методологии диалога науки и религии

Авторы

  • Чернобровкин Максим Викторович Московская духовная академия; Казанская православная духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.48.1.002

Ключевые слова:

диалог науки и религии, богословие и естествознание, вера и знание, естественно-научная апологетика, основное богословие, принцип дополнительности, гносеология, богопознание

Аннотация

В статье рассматриваются такие проблемные области диалога науки и религии, как: вопрос о необходимости такого диалога, вопрос о его принципиальной возможности и вопрос о способе его осуществления. Необходимость диалога науки и религии выводится из внутренних закономерностей развития данных дисциплин. С одной стороны, познание Бога человеком невозможно без посредства реалий материального бытия, поскольку человек осуществляет познание, опираясь на познавательный опыт своей телесной составляющей. С другой стороны, наука не существует без мировоззренческого контекста, потому что ценностные ориентиры не могут выводиться из самой науки. Возможность диалога науки и религии обусловлена единством познающего субъекта — человека, а также единством субъекта, дающего познание — Бога. Человек познаёт и науку, и религию одним и тем же умом, а Бог создал всё сущее и дал Откровение единой творческой силой. В качестве способа осуществления диалога науки и религии предлагается различение науки и религии как двух языков описания реальности. Язык науки описывает мир как систему фактов с целью обеспечения удобства и безопасности временной жизни. Язык религии описывает реальность символически с целью установления личностного единства человека с Богом в вечности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Чернобровкин Максим Викторович, Московская духовная академия; Казанская православная духовная семинария

агистр богословия, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии старший преподаватель кафедры богословия и философии Казанской православной духовной семинарии

420036, г. Казань, ул. Челюскина, д. 31а

oikolog@yandex.ru

Библиографические ссылки

Basilius Magnus. De reptilibus // PG. T. 29. Col. 148A:7 — 164B:11.

Ioannes Damascenus. Dialectica // PG. T. 94. Col. 518–578.

Василий Великий, свт. О пресмыкающихся // Василий Великий, свт. Творения. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Москва: Сибирская благозвонница, 2008. (Серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей»; т. 3). С. 272–278.

Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы // Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Источник знания / пер. Н. И. Сагарды. Москва: Индрик, 2002. (Православный СвятоТихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие; т. 5). С. 53–122.

Барбур И. Религия и наука: история и современность. Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.

Булгаков С., прот. Главы о троичности // Православная мысль. 1928. Вып. 1. С. 31–88.

Буфеев К., свящ. Ересь эволюционизма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.creatio. orthodoxy.ru/sbornik/rev_kbufeev_eresy.html (дата обращения: 10.11.2022).

Ганиева Д. Александр Панчин: Теология не наука, а религия под видом науки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.taday.ru/text/2212000.html (дата обращения: 06.11.2022).

Евгеньев М. Б., Корочкин Л. И. Дарвин // ПЭ. 2006. Т. 14. С. 193–195.

Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/255941 (дата обращения: 07.09.2022).

Лосев А. Диалектика мифа. Санкт-Петербург: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. (АзбукаКлассика. Non-Fiction).

Лосский В. Н. Догматическое богословие // Он же. Боговидение / пер. с фр. В. А. Рещиковой, сост., вступ. ст. А. С. Филоненко. Москва: АСТ, 2016. С. 455–552.

Майоров Д., диак. Креационизм // ПЭ. 2015. Т. 38. С. 490–493.

Мумриков О., прот. Концепции современного естествознания: христианскоапологетический аспект. Сергиев Посад; Москва: Паломник, 2013.

Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание. Москва: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2006.

Нестерук А. Философские основания посредничества (диалога) между богословием и наукой [Электронный ресурс]. URL: http://russculture.ru/2018/07/24/алексейнестерук-философские-основа/#_ftn1 (дата обращения: 19.09.2022).

Никифоров А. Л. Что такое «постнеклассическая наука»? // Epistemology and Philosophy of Science. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoepostneklassicheskaya-nauka (дата обращения: 01.09.2022).

Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. Москва: ИФРАН, 2007.

Польсков К. О. Теологический метод vs метод в теологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/18577994/Теологический_метод_vs_метод_в_теологии (дата обращения: 23.09.2022).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учёными в Сарове. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 07.09.2022).

Степин В.С. История и философия науки. Москва: Академический Проект, 2011.

Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь — три дня творения. Киев: Пролог, 2008.

Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе Отцов Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/8456978/Некоторые_аспекты_святоотеческой_экзегезы_Шестоднева (дата обращения: 05.09.2022).

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

(1)
Чернобровкин, М. В. Проблемы методологии диалога науки и религии. БВ 2022, 34-44.

Выпуск

Раздел

Естественно-научная апологетика

Категории