Оценка утверждения Барта Эрмана о продолжительности устной евангельской традиции: разбор аргументов культурного фона греко-римского мира

Авторы

  • Башкатов Алексий, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.48.1.001

Ключевые слова:

авторство канонических Евангелий, происхождение канонических Евангелий, устная евангельская традиция, продолжительность устной передачи евангельского учения, туннельный период, библеист Барт Эрман, культурный фон греко-римского мира, библейская наука XVII–XVIII веков, библейская наука XIX века

Аннотация

В данной статье рассматриваются утверждения американского библеиста Барта Эрмана о продолжительности периода между земной жизнью Иисуса Христа и временем написания канонических Евангелий. В начале статьи приводится обзор мнений учёных, которые обращались к вопросу о существовании долгого периода устной передачи евангельского учения. Далее приводятся мнения исследователей, выступающих против существования устного периода до написания Евангелий. Затем даётся оценка аргументов, возникающих при обращении к культурному фону греко-римского мира. В результате анализа культурной среды греко-римского мира, в свете вопроса о происхождении канонических Евангелий, была показана необоснованность позиции Барта Эрмана в отношении продолжительности устной передачи евангельской традиции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Башкатов Алексий, священник, Московская духовная академия

магистр богословия, аспирант Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

bashkatov202@mail.ru

Библиографические ссылки

Евсевий Кесарийский. Церковная история / ввод. ст., коммент., библиогр. список и указатели И. В. Кривушина. [Научное издание.] Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2013. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

Ириней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2008. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

Ткаченко А. А. История изучения жанровых особенностей Евангелий // ПЭ. 2007. Т. 16. С. 652–653.

Alexander L. The Living Voice: Skepticism Towards the Written Word in Early Christian and in Graeco-Roman Texts // The Bible in Three Dimensions: Essays in Celebration of Forty Years of Biblical Studies in the University of Sheffield / D. J. A. Clines, S. E. Fowl, S. E. Porter. Sheffield: JSOT Press, 1990. (Journal for the Study of the Old Testament: Supplement Series; vol. 87). P. 221–248.

Baird W. History of New Testament Research. Vol. I: From Deism to Tubingen. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1994.

Bauer G. L. Hebräische Mythologie des alten und neuen Testaments, mit Parallelen aus der Mythologie anderer Volker, vornehmlich der Griechen und Romer: in 2 Bde. Leipzig: Weygand, 1799.

Botha P. J. J. Greco-Roman Literacy as Setting for NT Writings // Neot. 1992. № 26. Р. 195–215. Brewer B. K. Models for the Oral Transmission of the Gospel Traditions and the Problem of Continuity: An Analysis and Evaluation. A Dissertation Submitted to the Caspersen

School of Graduate Studies. Drew University. Madison (N. J.), 2005.

Bryan C. A Preface to Mark: Notes on the Gospel in Its Literary and Cultural Settings. New York (N. Y.); Oxford: Oxford University Press, 1993.

Burkitt F. C. The Gospel History and Its Transmission. Edinburgh: T. & T. Clark, 1906.

Bushell T. L. The Sage of Salisbury: Thomas Chubb 1679–1747. New York (N. Y.): Philosophical Library, 1967.

Chubb T. Posthumous Works. Vol. 2: Concerning Divine Revelation. London: Printed for R. Baldwin, Junior, 1748.

Collins R. F.Introduction to the New Testament. Garden City (N. Y.): Image Books, 1987.

Crossan J. D. The Birth of Christianity: Discovering What Happened in the Years Immediately After the Execution of Jesus. [San Francisco (Ca.)]: Harper San Francisco, 1998.

Culley R. C. Oral Tradition and Biblical Studies // Oral Tradition. 1986. № 1/1. P. 30–65.

Dewey J. The Gospel of Mark as an Oral-Aural Event: Implications for Interpretation // The New Literary Criticism and the New Testament / ed. E. S. Malbon, E. V. McKnight. Sheffield: JSOT Press, 1994. (Journal for the Study of the New Testament. Supplement Series; vol. 109). Р. 146–163.

Dibelius M. From Tradition to Gospel / trans. B. L. Wolff. London: Ivor Nicholson and Watson, 1934.

Diogenes Laertius. Lives of Eminent Philosophers. Vol. I / trans. R. D. Hicks. Cambridge: HUP, 1925. (LCL; vol. 184).

Dunn J. D. G. A New Perspective on Jesus: What the Quest for the Historical Jesus Missed. Grand Rapids (Mich.): Baker Academic, 2005.

Ehrman B. D. Heaven and Hell: A History of the Afterlife. New York (N. Y.): Simon and Schuster, 2020.

Ehrman B. D. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Ehrman B. D. Jesus Before the Gospels — How the Earliest Christians Remembered, Changed, and Invented Their Stories of the Savior. New York (N. Y.): Harper Collins, 2016.

Eichorn J. G. Einleitung in das Neue Testament: in 5 Bde. Leipzig: Weidmann, 1820–1827.

Ellis E. E. Prophecy and Hermeneutic in Early Christianity. Grand Rapids (Mich.): Baker Books, 1993.

Farmer W. R. The Synoptic Problem: A Critical Review of the Problem of the Literary Relationships between Matthew, Mark, and Luke. New York (N. Y.); London: The Macmillan Company; Collier-Macmillan Limited, 1964.

Gamble H. Y. Books and Readers in the Early Church: A History of Early Christian Texts. New Haven (Conn.); London: Yale University Press, 1995.

Gamble H. Y. Literacy and Book Culture // Dictionary of New Testament Background: A Compendium of Contemporary Biblical Scholarship / ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove (Ill.); Leicester: InterVarsity Press, 2000.

Gerhardsson B. Memory and Manuscript: Oral Tradition and Written Transmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity with Tradition and Transmission in Early Christianity. Grand Rapids (Mich.); Livonia (Mich.): William B. Eerdmans Publishing Company; Dove Booksellers, 1998. (The Biblical Resource Series).

Gerhardsson B. Oral Tradition (New Testament) // A Dictionary of Biblical Interpretation / ed. J. Coggins, J. L. Houlden. Philadelphia (Pa.): Trinity Press International, 1990. P. 498–501.

Gieseler J. C. L. Historisch-kritischer Versuch über die Entstehung und die frühesten Schicksale der schriftlichen Evangelien. Leipzig: Wilhelm Engelmann, 1818.

Guthrie D. New Testament Introduction. Downers Grove (Ill.): Inter-Varsity Press, 1970.

Guttgemanns E. Candid Questions Concerning Gospel Form Criticism: A Methodological Sketch of the Fundamental Problematics of Form and Redaction Criticism / trans. W. G. Doty. Pittsburgh (Pa.): Pickwick Press, 1979.

Harris W. V. Ancient Literacy. Cambridge: Harvard University Press, 1989.

Henaut B. W. Oral Tradition and the Gospels: The Problem of Mark 4. Sheffield: JSOT Press, 1993. (Journal for the Study of the New Testament: Supplement Series; vol. 82).

Herder J. G. Vom Erlöser der Menschen: Nach unseren drei ersten Evangelien / ed. B. Suphan. Hildesheim: G. Olms, 1967. (Sämtliche Werke; Bd. 19).

Holladay C. R. A Critical Introduction to the New Testament: Interpreting the Message and Meaning of Jesus Christ. Nashville (Tenn.): Abingdon Press, 2005.

Holtzmann H. J. Die Synoptischen Evangelien: Ihr Ursprung und ihr geschichtlicher Charakter. Leipzig: Wilhelm Engelmann, 1863.

Huskinson J. Experiencing Rome: Culture, Identity, and Power in the Roman Empire. London: Routledge, 2000.

Jones T. P. Misquoting Truth: A Guide to the Fallacies of Bart Ehrman’s Misquoting Jesus. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 2007.

Kelber W. H. The Oral and the Written Gospel: The Hermeneutics of Speaking and Writing in the Synoptic Tradition, Mark, Paul, and Q. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1983.

Kümmel W. G. The New Testament: The History of the Investigation of Its Problems / trans.

MacLean Gilmour, H. C. Kee. Nashville (Tenn.); New York (N. Y.): Abingdon Press, 1972.

Lessing G. E. Neue Hypothese über die Evangelisten als bloss menschliche Geschichtsschreiber betrachtet. Berlin: C. F. Voss und Sohn, 1784. (Theologischer Nachlass).

Linnemann E. Is There a Synoptic Problem? Rethinking the Literary Dependence of the First Three Gospels / trans. R. W. Yarbrough. Grand Rapids (Mich.): Baker Book House, 1992.

Meier J. P. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Vol. I: The Roots of the Problem and the Person. New York (N. Y.): Doubleday, 1991.

Millard A. Reading and Writing in the Time of Jesus. Sheffield: Sheffield Academic Press, 2001.

Nutton V. Anciet Medicine. London; New York (N. Y.): Routledge, 2004. (Sciences of Antiquity).

Ong W. J. Preface // Kelber W. H. The Oral and the Written Gospel: The Hermeneutics of Speaking and Writing in the Synoptic Tradition, Mark, Paul, and Q. Philadelphia (Pa.): Fortress, 1983.

Perrin N. What Is Redaction Criticism? Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1969.

Reddish M. G. An Introduction to the Gospels. Nashville (Tenn.): Abingdon Press, 1997.

Reicke B. The Roots of the Synoptic Gospels. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1986.

Schleiermacher F. D. E. Einleitung ins Neue Testament / ed. G. Wolde. Berlin: Georg Reimer, 1845. (Friedrich Schleiermacher’s sämtliche Werke; Bd. 8).

Schmithals W. Einleitung in die drei ersten Evangelien. Berlin; New York (N. Y.): Walter de Gruyter, 1985.

Schmithals W. Evangelien // Theologische Realencyclopadie. 1982. № 10. S. 570–626.

Schmithals W. Kritik der Formkritik // ZThK. 1980. № 11. S. 149–185.

Schmithals W. Ökumenischer Taschenbuch-kommentar zum Neuen Testament. Bd. 2: Das Evangelium nach Markus. Gütersloh; Würzburg: Gütersloher Verlagshaus Mohn; EchterVerlag, 1979. (Gütersloher Taschenbücher Siebenstern; Bd. 503).

Schmithals W. Vom Ursprung der synoptischen Tradition // ZThK. 1997. № 94. S. 288–316.

Schnelle U. The History and Theology of the New Testament Writings / trans. M. E. Boring. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1998.

Shiner W. Proclaiming the Gospel: First Century Performance of Mark. Harrisburg (Pa.): Trinity Press International, 2003.

Simon R. Histoire critique de texe du Nouveau Testament: in 3 vols. Rotterdam: Chez Reinier Leers, 1689–1693.

Stein R. H. Studying the Synoptic Gospels: Origin and Interpretation. Grand Rapids (Mich.): Baker Book House, 2001.

Strecker G. History of the New Testament Literature / trans. C. Katter. Harrisburg (Pa.): Trinity Press International, 1997.

Theissen G. The Gospels in Context / trans. L. M. Maloney. Minneapolis (Minn.): Fortress, 1991. Twentieth Century in the Making. Vol. l: Themes of Biblical Theology / ed. J. Pelikan; trans. R. A. Wilson. London; New York (N. Y.): W. Collins; Harper & Row, 1969.

Wellhausen J. Das Evangelium Lucae. Berlin: Georg Reimer, 1904. Wellhausen J. Das Evangelium Matthaei. Berlin: Georg Reimer, 1904. Wellhausen J. Das Evangelium Marci. Berlin: Georg Reimer, 1903.

Wellhausen J. Einleitung in die drei ersten Evangelien. Berlin: Georg Reimer, 1905.

Witherington III B. Bart Interrupted. Part 4. [Электронный ресурс]. URL: http://benwitherington.blogspot.com/2009/04/bart-interrupted-part-four.html (дата обращения 01.12.2021).

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

(1)
Башкатов, А. Оценка утверждения Барта Эрмана о продолжительности устной евангельской традиции: разбор аргументов культурного фона греко-римского мира. БВ 2023, 17-33.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории