Метафизика всеединства и Богочеловечества в богословии прп. Иустина (Поповича)
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.46.3.004Ключевые слова:
Церковь, Христос, всеединство, Богочеловечество, человек, философия, богословие, догматикаАннотация
В статье рассматривается один из наиболее важных аспектов богословского творчества архимандрита Иустина (Поповича) — канонизированного в Сербской Православной Церкви прп. Иустина Челийского. Составляя свод православной догматики на сербском языке, прп. Иустин активно использовал термины «всеединство» и «Богочеловечество», характерные для философии В. С. Соловьёва и для вызвавшей известную полемику богословской системы протоиерея С. Булгакова. В статье раскрывается оригинальный смысл, вкладываемый прп. Иустином в эти понятия, и отмечается связь их употребления с его экклесиологией. Обращается внимание на то, что прп. Иустин построил предельно христоцентричную систему, в которой на реальности Боговоплощения основано не только бытие Церкви, но и бытие самого человека. Выделяется основная идея прп. Иустина, согласно которой вся тварь имеет онтологическое единство в человеке и получает единство с Богом в Боговоплощении. Именно в этом смысле в системе Поповича всеединство есть Христос и всеединство есть Церковь как Его Богочеловеческий организм. Указывается, что такая концепция делает излишней софиологию, что, наряду с вполне ортодоксальным учением Поповича об источнике мирового зла и невозможности апокатастасиса, отличает его представление о всеединстве и Богочеловечестве от аналогичных представлений В. С. Соловьёва и протоиерея С. Булгакова.
Скачивания
Библиографические ссылки
Иустин (Попович), прп. Тайна личности митр. Антония (Храповицкого) и его значение для православного славянства // Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого: В 10 т. Т. 10. Нью-Йорк: Изд. Северо-Американской и Канадской епархии, 1965–1963. С. 243–255.
Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. Санкт-Петербург: Изд. дом «Адмиралтейство», 1998.
Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 4 т. Т. 1: Жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Москва: Паломник, 2004.
Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 4 т. Т. 2: Догматика Православной Церкви. Часть 1–2. Москва: Паломник, 2006.
Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 4 т. Т. 3: Догматика Православной Церкви. Сотериология, Экклесиология. Москва: Паломник, 2006.
Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 4 т. Т. 4: Пневматология. Эсхатология. Москва: Паломник, 2007.
Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского / пер. И. А. Чароты. Минск: Изд. «Д. В. Харченко», 2007.
Антоний (Храповицкий), еп. Ложный пророк // Антоний (Храповицкий), митр. Сила Православия / сост. А. Д. Капнина; отв. ред. О. А. Платонов. Москва: Институт русской цивилизации; Алгоритм, 2012. С. 385–389.
Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. Париж: YMCA-Press, 1933. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 28. Ч. 1. Ленинград: Наука, 1972. Легеев М., свящ. «Сакраментологический барьер» в экклезиологии ХХ века и пути его преодоления сегодня // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 143–146.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Москва: Центр «СЭИ», 1991.
Павлюченков Н. Н. Рецепция П. А. Флоренским наследия В. С. Соловьёва: от философии к богословию всеединства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 41–60.
Соловьёв В. С. Письма: в 4 т. / под ред. Э. Л. Радлова. Т. 3. Санкт-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1911.
Соловьёв В. С. Духовные основы жизни // Он же. Собрание сочинений: в 10 т. / под. ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова. Т. 3. Санкт-Петербург: Просвещение, 1912. С. 301–421.
Соловьёв В. С. История и будущность теократии (исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни) // Он же. Собрание сочинений: в 10 т. / под. ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова. Т. 4. Санкт-Петербург: Просвещение, 1914. С. 243–642.
Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьёв В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Москва: Мысль, 1988. С. 298–323.
Соловьёв В. С. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трёх разговоров..»: Краткая повесть об Антихристе / сост. и примеч. А. Б. Муратов. Санкт-Петербург: «Художественная Литература»,1994.
Трибушный Д., свящ. Рецепция понятия «всеединства» в богословской системе преп. Иустина Челийского // ХЧ. 2017. №. 3. С. 74–85.
Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины // Он же. Сочинения. Т. 1 (1). Москва: Правда, 1990.
Geffert Bryn. Eastern Orthodox and Anglicans: Diplomacy, Theology, and the Politics of Interwar Ecumenism. Notre Dame (Ind.): University of Notre Dame Press, 2010.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.