Константинопольский Собор 1166 года

Авторы

  • Коробов Владимир Сергеевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2022.44.1.003

Ключевые слова:

мысленное разделение, «Отец Мой более Меня», Константинопольский Собор 1166 г., Константин Керкирский, Иоанн Ириник, Мануил I Комнин, Гуго Этериан, кеносис

Аннотация

Статья посвящена описанию заседаний и богословскому разбору решений Константинопольского Собора 1166 г. Собрание было созвано для выяснения правильного толкования слов Христа: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Цель настоящей статьи - показать причину богословских противоречий и оценить решения Собора. Структура статьи имеет следующую рубрикацию: источники, историческая ситуация, ход Собора, последствия Собора и его богословие. Собор принял следующие толкования Ин. 14, 28: «Причины», «по человечеству», «чести» и «утешения учеников» - и осудил толкования: «мысленного разделения» и «лица общей человеческой природы». Толкование кеносиса вначале было осуждено, но в окончательных решениях о нём не упоминается. Суть противоречий вращалась между несторианскими и монофизитскими тенденциями. Так, например, одни богословы говорили, что если понимать слово «меньше» применительно к человечеству, то это приведёт к нарушению ипостасного союза. В свою очередь, другие считали, что увлечение идеей обожения грозит уклонением в монофизитство. В данном случае действительно можно было прийти к признанию человечества лишь умозрительно или в «мысленном разделении» («κατ’ ἐπίνοιαν διαίρεσιν»). Именно так случилось с осуждёнными митрополитом Керкирским Константином и игуменом Иоанном Ириником.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Коробов Владимир Сергеевич, Московская духовная академия

магистр теологии, аспирант кафедры филологии Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия
vladimir.korobov@mpda.ru

Библиографические ссылки

Судницын Д. М. Царствование византийского императора Мануила I (Комнина) в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования. 1896 // ОР РГБ. Ф. 172. К. 408. Ед. хр. 6.

Cyrillus Alexandrinus.Commentarii in Iohannem / ed. P. E. Pusey. Vol. 2. Oxford: Clarendon Press, 1872.

Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus / ed. G. M. de Durand. Paris: Cerf, 1964. (SC; vol. 97). Edictum de controversia quatenus Pater major Christo sit // PG. T. 133. Col. 773-782.

Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie: édition et commentaire. Paris: Editions E. de Boccard, 1967. (Travaux et mémoires; vol. 2).

Gregorii Nysseni Opera / ed. F. Mueller. Vol. 3/1. Leiden: Brill, 1958.

Hugonis Eteriani De minoritate ac equalitate Filii hominis ad Deum Patrem libellus primus / Podolak P., Zago A. Ugo Eteriano e la controversia cristologica del 1166: edizione dell’opuscolo De minoritate // REB. 2016. Vol. 74. P. 93-141.

Hugonis Eteriani De minoritate ac equalitate Filii hominis ad Deum Patrem liber secundus / Podolak P., Zago A. Ugo Eteriano e la controversia cristologica del 1166: edizione dell’opuscolo De minoritate // REB. 2016. Vol. 74. P. 141-151.

Hugonis Eteriani Epistula ad Petrum Wiennensem / Podolak P., Zago A. Ugo Eteriano e la controversia cristologica del 1166: edizione dell’opuscolo De minoritate // REB. 2016. Vol. 74. P. 151-157.

Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Hebraeos // PG. T. 63. Col. 9-237.

Joannes Chrysostomus. In Joannem // PG. T. 59. Col. 23-485.

Joannis Cinnami Epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum // PG. T. 133. Col. 309-678.

Mango C. The Сonciliar Edict of 1166 // Dumbarton Oaks Papers. 1963. Vol. 17. P. 315-330.

Mansi J. D. Concilium Constantinopolitanum in quo Demetrius Lampenus // Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Vol. 22. Col. 1-6.

Nicetae Choniatae Historia // PG. T. 139. Col. 309-1444.

Nicetas Choniates. Thesaurus orthodoxae fidei XXV // PG. T. 140. Col. 202-282.

Synodus habita propter illud dictum, quia Pater Meus major Me est // Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. T. 4. Romae: Typis Vaticanis, 1831. P. 1-96.

Григорий Нисский, свт. Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму // Восточные отцы и учители церкви IV в.: Антология: в 3 т. / сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). Т. II. М.: МФТИ, 2000. (Памятники святоотеческой письменности). С. 354-365.

Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118-1180) / пер. под ред. проф. В. Н. Карпова. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859. (Византийские историки, переведенные с греческаго при С. Петербургской духовной академии; кн. 2).

Classen P. Das Konzil von Konstantinopel 1166 und die Lateiner // Byzantinische Zeitschrift. 1955. Bd. 48. № 2. S. 339-368.

Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Cambridge, 1993.

Petit L. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires // ВВ. 1904. Τ. 11. С. 465-493.

Sidéris G. Ces gens ont raison: La controverse christologique de 1165-1166, la question des échanges doctrinaux entre l’Occident latin et Byzance et leur portée politique // Cahiers de recherches médiévales et humanistes. Journal of Medieval and Humanistic Studies. 2012. Vol. 24. P. 173-195.

Thetford G. The Christological Councils of 1166 and 1170 in Constantinople // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1987. Vol. 31. № 2. P. 143-161.

Σάκκος Σ. Ν. «῾Ο Πατήρ Μου μείζων Μού ἐστιν». Ἔρίδαι καὶ σύνοδοι κατὰ τόν IBʹ αἰώνα. Τ. 2. Θεσσαλονίκη: [χ. ό.], 1968.

Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / пер. с англ. свящ. О. Давыденкова, при участии Л. А. Успенской, примеч. А. И. Сидорова. М.: ПСТБИ, 2000.

Попов И. Н. Мануил I Комнин // ПЭ. 2016. Т. 43. С. 387-397.

Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб.: Тип. В. С. Балашёва, 1891. (Извлечено из журнала Министерства Народного Просвещения, 1891 г.).

Загрузки

Опубликован

2022-03-15

Как цитировать

(1)
Коробов, В. С. Константинопольский Собор 1166 года. БВ 2022, 56-75.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории