В издательстве МДА вышел 48-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

2023-10-31

48-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», первый за 2023 год содержит 16 статей по самым разным тематикам:

  • библеистике,
  • естественно-научной апологетике,
  • богословию и философии,
  • сравнительному богословию,
  • патрологии и христианской литературе,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • литургике,
  • гомилетике,
  • источниковедению и
  • религиоведению.

В этом номере:

Священник Алексий Башкатов в статье «Оценка утверждения Барта Эрмана о продолжительности устной евангельской традиции: разбор аргументов культурного фона греко-римского мира» рассматривает утверждения американского библеиста Барта Эрмана о продолжительности периода между земной жизнью Иисуса Христа и временем написания канонических Евангелий. В начале статьи приводится обзор мнений учёных, которые обращались к вопросу о существовании долгого периода устной передачи евангельских традиций. Далее приводятся мнение исследователей, выступающих против существования устного периода до написания Евангелий. Затем даётся оценка аргументам, возникающим при обращении к культурному фону греко-римского мира. В результате анализа культурной среды греко-римского мира в свете вопроса о происхождении канонических Евангелий была показана необоснованность позиции Барта Эрмана в отношении продолжительности устной передачи евангельского материала.

Александр Александрович Солонченко предлагает вниманию статью «Эсхатологическая концепция Г. У. фон Бальтазара: тринитарный аспект». В статье исследуется тринитарный аспект эсхатологической концепции Г. У. фон Бальтазара. Автор применяет «синхронический» подход к предмету исследования. В первой части статьи выявляются методологические особенности эсхатологической концепции Бальтазара: её теоцентричность и таинственность; а также особенности её описания: использование иносказаний и аналогий. Во второй части описываются её тринитарные основания. Далее автор приводит интерпретацию Бальтазара учения о сошествии Христа в ад, как солидарности с мёртвыми, и констатирует её отличие от существующей богословской традиции. В следующей части статьи анализируется следствие тринитарного подхода Бальтазара к эсхатологии. Автор утверждает, что для Бальтазара все домостроительные действия Христа являются событиями, имеющими тринитарный аспект, и это сказывается на его понимании смерти, посмертного суда, ада и рая. Бальтазар понимает их не как реальности, характер которых сложился «до того, как» Христос соприкоснулся с ними, а как реальности, характер которых определяется именно их контактом со Христом. Также в статье описывается представление Бальтазара о соотношении Божественного бытия и страданий.

Максим Викторович Чернобровкин в статье «Проблемы методологии диалога науки и религии» раскрывает такие проблемные области диалога науки и религии, как: вопрос о необходимости такого диалога, вопрос о его принципиальной возможности и вопрос о способе его осуществления. Необходимость диалога науки и религии выводится из внутренних закономерностей развития данных дисциплин. С одной стороны, познание Бога человеком невозможно без посредства реалий материального бытия, поскольку человек осуществляет познание, опираясь на познавательный опыт своей телесной составляющей. С другой стороны, наука не существует без мировоззренческого контекста, потому что ценностные ориентиры не могут выводиться из самой науки. Возможность диалога науки и религии обусловлена единством познающего субъекта — человека, а также единством субъекта, дающего познание — Бога. Человек познаёт и науку, и религию одним и тем же умом, а Бог создал всё сущее и дал Откровение единой творческой силой. В качестве способа осуществления диалога науки и религии предлагается различение науки и религии как двух языков описания реальности. Язык науки описывает мир как систему фактов с целью обеспечения удобства и безопасности временной жизни. Язык религии описывает реальность символически с целью установления личностного единства человека с Богом в вечности.

Иеродиакон Георгий (Рамазян) предлагает статью «Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 1: XIV–XVI вв.». Цель статьи — рассмотреть русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве и определить, как оценивали вероучение Армянской Церкви на Руси. Материалом для исследования является древнерусская литература XIV–XVI вв., в том числе некоторые фрагменты текстов в русских летописных сборниках, Требник митрополита Киевского и всея Руси Феогноста (1329 г.), ответное письмо митрополита Киевского и всея Руси Киприана «Ко Афанасию, вопросившему о некоих потребных вещах» (между 1390–1405 гг.), «Чин избрания и поставления во епископы» (1423 г.), «Послание великого князя московского Василия II Константинопольскому патриарху Митрофану об отступлении от православия митрополита Исидора» (1441 г.), предание о крещении Армении в «Послании Российского духовенства Углицкого князю Дмитрию Юрьевичу» (1447 г.), «Слово против армянского зловерия» прп. Максима Грека (нач. XVI в.), некоторые документы периода царствования Иоанна IV Грозного (1530–1584 гг.) др. В ходе работы выявлено, что в анализируемых письменных источниках вероучение Армянской Церкви оценивается в основном как еретическое. Дополнительным аргументом «еретичности» армян служило употребление ими двоеперстия (и др. молитвенных жестов и обрядов, присущих русским старообрядцам). Такое отношение к армянскому вероучению и обряду (например, проблема Арцивуриева поста) в Русской Церкви появилось в основном посредством греко-византийских и болгарских церковных источников.

Иеромонах Иона (Кудряков) посвящает статью «Синодальный процесс в католицизме: дух нового времени или хорошо забытое старое?» рассмотрению особенностей синодального процесса в католицизме, а также сопутствующих проблем и противоречий, возникающих на пути подобных преобразований. Анализируя и раскрывая основные принципы на пути к соборности Русской Церкви начала ХХ в. и события в рамках работы Второго Ватиканского Собора, автор задаётся вопросом — действительно ли современный синодальный процесс Церкви обусловлен духом нового времени, и может ли Синод 2023 г. стать началом формирования новой модели церковного управления Католической Церкви. Цель исследования состояла в выявлении основных сходств и различий в понимании понятия «соборность» в Руской Православной и Католической Церквях. В рамках исторического подхода для изучения формирования и развития синодальности, прибегая к таким методам как сравнительный и структурно-функциональный анализ, в статье показано, что, как и в любую иную переходную эпоху, в современных условиях новые проблемы перекликаются со старыми. Несмотря на имеющиеся различия, с точки зрения выработки повестки, и православный Поместный Собор 1917–1918 гг., и католический Синод епископов 2023 г., в целом, схожи по своей последовательности. В результате исследования автор приходит к выводу, что понимание и применение, казалось бы, синонимичных терминов «собор» и «синод», а также понятий «соборности» и «коллегиальности» у православных и у католиков различаются. Отмечается, что благодаря чётко сформулированному статусу первоиерарха Церкви по отношению к епископату, а также принципам выборности и разделения сфер ответственности между разными органами высшего управления Церкви доступ низшего духовенства и мирян к церковному управлению позволил ещё в прошлом столетии, выстроить систему соборности, которой Русская Православная Церковь придерживается и сегодня. В Католической же Церкви идеи синодальности всё время «наталкивались» на стену одного из незыблемых религиозно-политических институтов католицизма — папство.

Павел Геннадьевич Борисов предлагает статью «Диамперский Собор Маланкарской Церкви Индии: причины созыва, основные результаты и историческая ретроспектива», в которой ставит целью проанализировать предпосылки и результаты Диамперского Собора и их влияние на дальнейшую судьбу Маланкарской Церкви. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Краткие результаты исследования таковы: Диамперский Собор — ключевое событие церковной жизни индийских христиан, масштаб и важность которого сложно переоценить; решения Диамперского Собора затронули всех христиан Индии, которые против своей воли оказались в совершенно других условиях церковной жизни. Напротив, решения Диамперского Собора не только настроили против европейских церковных деятелей существенную часть христианского населения, но и затронули интересы индуистских общин, став одним из слагаемых, которые в конечном счёте сформировали в сознании коренных жителей Индии образ европейца как захватчика, не считающегося ни с местной культурой и традициями, ни с местным населением в целом. Вполне логично, что в короткое по историческим меркам время после завершения Собора отношения между местным духовенством и христианскими общинами, с одной стороны, и европейскими колонизаторами и миссионерами, с другой, стали обостряться.

Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства» рассматривает вопрос о допустимости первенствующего лица в земной Церкви. Исходя из представлений об иерархии, первенствующее лицо как первоиерарх Церкви, первый по диптихам, кажется не только допустимым, но и необходимым. Исторически Константинопольский патриарх (после Халкидонского собора 451 г. особенно) обладал первенством чести на Востоке, но не первенством чести и власти, которое особенно после отпадения Рима в 1054 г. стало считаться недопустимым. Пользуясь отдельными прецедентами проявления первенства чести и власти со стороны Константинопольского патриарха, его сторонники пытаются обосновать справедливость экстерриториального решения по созданию Православной церкви Украины, ставшего по сути дела причиной раскола среди Православных Церквей. Как известно, Русская Православная Церковь категорически не согласилась с таким подходом. Насколько обоснованно её решение, видно из обзора представлений о главе (κεφαλή) Церкви в библейской и патристической традиции.

Священник Алексий Голубев в статье «Жизнь Евфимия Зигабена и роль в ней богомильской полемики» описывает наиболее вероятную картину жизни Евфимия Зигабена. Отдельное место в статье уделено возможному влиянию на жизнь и творения Евфимия богомильской ереси. В основе методологии исследования лежат сбор и анализ имеющихся на данный момент сведений о жизни Евфимия Зигабена, оценка тех данных, которые носят гипотетический характер. Кроме того, использовался филологический метод исследования для анализа текстов Евфимия. Предлагается решение проблемы противоречивости некоторых сведений о Евфимии Зигабене, принадлежащих различным исследователям. В результате исследования приведён материал о Евфимии, зафиксированный в рукописях и источниках, сообщаются сведения о наиболее возможных местах и времени его рождения, образования, монашеского жития и трудов. Сообщается о связи Зигабена с императорским двором, о его служении при императоре; оценивается, как поставленная перед Евфимием задача борьбы с богомилами повлияла на его жизнь и творчество.

Диакон Пётр Резухин предлагает вниманию научного сообщества статью «Между приходом и государством: к вопросу о материальном содержании православного приходского духовенства в конце XIX — начале XX вв. (на материалах Тульской епархии)». Данная статья посвящена изучению предпосылки формирования деятельного отношения православного приходского духовенства к церковным реформам начала XX в. Цель исследования — показать, что существовавшая в предреволюционный период система материального обеспечения, являясь во многом несовершенной, не только укрепляла социальное неравенство внутри духовного сословия, но и отрицательно влияла на мировосприятие не только самих священно- и церковнослужителей, но и членов их семей. Неудовлетворённость экономическим положением стала основной причиной положительного отношения обозначенных категорий «белого» духовенства к государственно-церковным преобразованиям, способствовала их вовлечению в общественную жизнь Российской империи. Материальная неустроенность порождала феномен, при котором духовенство оказывалось между приходом и государством, находясь в зависимости как от паствы, так и государства. Введение в научный оборот новых источников, представленных материалами Государственного архива Тульской области, позволяет говорить о сохранении проблемы материального обеспечения большей части приходского духовенства на рубеже XIX–XX вв., влиявшей на пастырское и социальное служение духовенства, его общественно-политическую позицию.

Андрей Юрьевич Литвин в статье «Развитие православия в китайском городе Юнпинфу и его окрестностях» показывает причины развития и упадка миссионерского дела в городе Юнпинфу и его области, в китайской провинции Чжили, как общего приложимого к миссионерскому делу в целом. Исследование проведено с помощью хронологического и аналитическо-сравнительного методов. Временные рамки исследования — с 1898 г. по 1916 г. Можно отметить, что открытие стана в Юнпинфу было большим прорывом в миссионерской деятельности Пекинской духовной миссии, и имело большие последствия для распространения православия в этом регионе. Было крещено множество людей, открыты ещё два храма и множество станов. Вместе с тем отмечались причины, не способствовавшие большему успеху миссии. В основном, их было две — отсутствие необходимых финансов и достаточного числа людей. Тем не менее, этот регион являлся самым успешным, благодаря большой активности миссионеров и введению должности тех, кто их заменял во время их отсутствия. Рассмотрению истории распространения здесь православия и посвящено это исследование.

Иеромонах Давуд Елантони (Пасилиос) в статье «Богословские аспекты творения в текстах литургий Коптской Православной Церкви» с богословской позиции анализирует тексты литургий, основываясь на известных рукописях и чинопоследованиях литургий свт. Василия Великого, апостола Марка и свт. Григория Богослова. Коптская Православная Церковь объясняет своё учение в его простом содержании: отношения человека с Богом в молитвах и церковных таинствах являются отношениями между Источником, то есть Богом, и его образом и подобием, то есть человеком. Таким образом, через эту педагогику христианская вера стала, по сути, школой молитвы и общения в божественной жизни через воплощение Слова. Литургия дала вероучительные основы для объяснения истины, поскольку она прояснила неразрывную связь между творением, воплощением, искуплением и спасением, передала нам дух всего Нового Завета и представила причины воплощения Слова и всего, что Он сделал при Cвоём вочеловечении. Так обряды и литургии продиктовали подход к объяснению вероучения, который подчёркивал, что человек есть образ Бога и создан для божественного общения. Таким образом, анализ богословия творения является начальным этапом в анализе богословия Коптской литургии. Также в статье используется сравнительно-сопоставительный анализ текстов на русском, арабском и коптском языках, который позволяет выявить терминологические особенности разных традиций, а также способствует дальнейшему развитию богословского диалога между Церквами.

Иеромонах Павел (Дудоров) в статье «К вопросу об оригинальном списке Саровского Устава и его печатном издании конца XIX века» описывает монастырский Устав Саровской общежительной пустыни, который сохранился до нашего времени в виде многочисленных архивных списков монастырского Типика.  Автором предоставлен достоверный материал об истории текста Устава на основании найденных архивных данных. В процессе работы были применены такие научные методы, как изучение литературы, архивных данных рукописей и анализ полученных сведений по рассматриваемому вопросу. В статье также было задействовано экспертное мнение по палеографическому анализу особенностей письма об исследуемых рукописных материалах.   В результате проведённого исследования были найдены исторические данные и факты, подтверждающие подлинность и достоверность печатного издания Саровского Типика, составленного на основании т.н. «точного списка» Устава монастыря. Этот список и был обнаружен в процессе поисково-исследовательской работы. Вопрос о местонахождении первоначального списка в архивах остаётся открытым для исследователей. В дальнейшем ожидается проведение идейно-содержательного анализа списков монастырского Типика.

Священник Даниил Салищев посвящает статью «Интертекстуальный анализ как метод интерпретации текстов церковной литературы на примере избранных проповедей свт. Филарета (Дроздова)» анализу библейского и богослужебного текстов как частной форме интертекстуальности в избранных проповедях святителя Филарета (Дроздова). Публикация ставит целью изучение роли, которую играет интертекстуальный анализ в процессе интерпретации текстов церковной литературы. Свт. Филарет очень часто прибегал к явному и скрытому цитированию Священного Писания и богослужебных книг. Обращение к их исходному контексту и сопоставление его с тем контекстом, в котором они используются в тексте проповеди, открывает для исследователя возможность изучения авторской рецепции цитируемых фрагментов. В ряде случаев за использованием той или иной библейской цитаты стояло авторское толкование исходного текста, которое не высказывалось прямо. Благодаря интертекстуальному анализу текстов свт. Филарета, у исследователя появляется возможность на более глубоком уровне понять мысль автора и увидеть за основным содержанием его проповедей такие смыслы, которые автор подразумевал, но не высказывал прямо.

Светлана Климентьевна Севастьянова предлагает статью «Списки русского перевода «Книги о Соборе» митрополита Газского Паисия Лигарида в собрании рукописей Московской духовной академии из Российской государственной библиотеки». Статья посвящена палеографическому и кодикологическому описанию двух рукописей из библиотеки Московской духовной академии, содержащих русский перевод важнейшего в истории и полемической культуре России сочинения митрополита Газского Паисия Лигарида (1610–1678 гг.) о суде над патриархом Никоном (1605–1681 гг.). Датировка и качество бумаги, состав рукописей и пометы на полях, почерк и многие другие детали, связанные с исполнением манускриптов, а также пословная сверка списков сочинения Лигарида в двух московских рукописях позволили автору статьи сделать ряд важных выводов и предположений. Рассмотрены вопросы об обстоятельствах и времени появлении греческого оригинала русского перевода «Книги о Соборе» — так произведение Лигарида именуется в статье, о качестве и количестве её переводов в России; о самих переводчиках: Андрее Николаевиче Муравьёве (1806–1874 гг.),  и протоиерее Христофоре Константиновиче Максимове (1851–1938); об интересе дореволюционных историков к «Книге о соборе» как историческому источнику и о характере их работы с русскими списками из рукописного собрания библиотеки Московской духовной академии. Детальный анализ манускриптов с русским переводом «Книги о Соборе» проводится впервые, поэтому статья наполнена фактологическим материалом, нарративными примерами и сопровождается широким библиографическим рядом.

Павел Георгиевич Носачёв в статье «Кликуши или лицемерно беснующиеся: обращаясь к дореволюционному опыту» через обращение к опыту дореволюционной психиатрии предлагается пересмотреть устоявшееся представление о кликушестве как исключительно притворном бесновании. Основой для анализа избрано самое крупное исследование кликушества тех лет – монография Н. В. Краинского «Порча, кликуши и беснование как явления русской народной жизни». Через сопоставление труда Краинского с работами его современников (А. А. Токарского, М. П. Никитина, М. Ю. Лахтина, В. С. Яковенко, А. Д. Коцовского) показана оригинальность его идей. В статье теория Краинского рассматривается в историко-культурном контексте, устанавливается, что фоном для её развития послужили представления об индуцированном психозе, развитые С. И. Штернбергом, В. И. Яковенко, В. М. Бехтеревым и истерическая концепция невроза Ж.-М. Шарко. Проведён подробный анализ исследования Краинского и доказано, что он выдвинул оригинальную концепцию кликушества как социального расстройства, не связанного с эпилепсией и истерией, но и не притворного, припадки кликуш Краинский объясняет чрезвычайной внушаемостью психики. Концепция Краинского сопоставляется с классическими западными исследованиями одержимости (Т. Остеррайх, И. Льюис) и показывается, что ему удалось предвосхитить их идеи. Делается вывод о том, что если следовать логике Краинского о чрезвычайной силе, с которой паттерны поведения одержимых закрепляются у людей, посещающих такие мероприятия, то необходимо максимально ограничивать круг лиц, который может участвовать в подобных действах.

Протоиерей Олег Корытко предлагает статью «История зарубежных и отечественных постсоветских исследований в области славянской мифологии и народных верований». Данная статья завершает цикл статей, посвящённых обзору научных исследований в области верований восточных славян и опубликованных в номерах «Богословского вестника» № 1 (44), № 3 (46) и № 4 (47) за 2022 г. В работе представлен очерк наиболее заметных трудов, вышедших за рубежом в XX — начале XXI вв., в которых исследуется духовная культура древних славян (в первую очередь восточных) и рассматриваются вопросы возможного влияния дохристианских представлений на бытовую религиозность народа. Указываются наиболее важные достижения авторов и выявляются основные направления научного поиска. Вместе с тем даётся анализ трудов по обозначенной теме в русскоязычной науке в постсоветский период. Автор приходит к выводу о необходимости развития междисциплинарных исследований как наиболее перспективных. Методология, применяемая при составлении обзора, носит комплексный характер с учётом не только данных, предоставленных светскими науками (филологией, этнографией, религиоведением, фольклористикой), но и с опорой на богословское видение описываемых феноменов.

Купить

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Библеистика

Священник Алексий Башкатов

Оценка утверждения Барта Эрмана о продолжительности устной евангельской традиции: разбор аргументов культурного фона греко-римского мира

Богословие и философия

Александр Александрович Солонченко

Эсхатологическая концепция Г. У. фон Бальтазара: тринитарный аспект

Естественно-научная апологетика

Максим Викторович Чернобровкин

Проблемы методологии диалога науки и религии

Сравнительное богословие

Иеродиакон Георгий (Рамазян)

Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 1: XIV–XVI вв.

Иеромонах Иона (Кудряков)

Синодальный процесс в католицизме: дух нового времени или хорошо забытое старое?

Павел Геннадьевич Борисов

Диамперский Собор Маланкарской Церкви Индии: причины созыва, основные результаты и историческая ретроспектива

Патрология и христианская литература

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Кто является главой Церкви? К вопросу о теории первенства

Священник Алексий Голубев

Жизнь Евфимия Зигабена и роль в ней богомильской полемики

История Русской Православной Церкви

Петр Сергеевич Резухин

Между приходом и государством: к вопросу о материальном содержании православного приходского духовенства в конце XIX — начале XX вв. (на материалах Тульской епархии)

Андрей Юрьевич Литвин

Развитие Православия в Юнпинфу и его окрестностях

Литургика

Иеромонах Давуд Елантони (Пасилиос)

Богословские аспекты творения в текстах литургий Коптской Православной Церкви

Гомилетика

Священник Даниил Салищев

Интертекстуальный анализ как метод интерпретации текстов церковной литературы (на примере избранных проповедей свт. Филарета (Дроздова))

Источниковедение

Светлана Климентьевна Севастьянова

Списки русского перевода «Книги о Соборе» митрополита Газского Паисия Лигарида в собрании рукописей Московской духовной академии из Российской государственной библиотеки

Иеромонах Павел (Дудоров)

К вопросу об оригинальном списке Саровского Устава, написанном первоначальником иеросхимонахом Иоанном и его печатном издании конца XIX в.

Религиоведение

Павел Георгиевич Носачёв

Кликуши или лицемерно беснующиеся: обращаясь к дореволюционному опыту

Протоиерей Олег Корытко

История зарубежных и отечественных постсоветских исследований в области славянской мифологии и народных верований

 

Пресс-служба МДА