Специфика христологии секты «Свидетели Иеговы»

Авторы

  • Игумен Герасим (Дьячков) Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.5.3.008

Ключевые слова:

атеизм, богословская доктрина, ереси, Иегова, лжепророки, Священное Писание,, Септуагинта, триадология, Церковь, Ягве, язычество

Аннотация

Следуя по пути, проторенному святыми отцами, «богословски философствуя», автор
анализирует основные положения христологии секты «Свидетелей Иеговы», опровер-
гая их истинами православного учения о Христе, сформулированного святыми отцами
и выраженного в догмате IV Вселенского Собора. Для иеговистов, ложно мудрствующих
о Христе, оказывается неприемлемой также тайна Святой Троицы, открывающаяся лишь
в Церкви Христовой. Автор останавливается на защите православной триадологии от их
нападок, подвергает богословско-филологическому анализу именование Бога «Иеговой».
Для «Свидетелей Иеговы» Христос — не Бог, а человек — посредник между Богом и «сви-
детелями», то есть членами секты, в установлении теократического царства, прообразом
которого было земное царство израильское. По сути, проповедь иеговистов оказывается
проповедью атеизма, ибо, по их учению, Бог не спасает, а спасение — только в человеке
Иисусе. Христология иеговистов примитивна, их аргументы лишены богословской глу-
бины, тем не менее, проблема защиты христологического догмата Халкидонского Собора
от нападок иеговистов и всех отрицающих тайну Пресвятой Троицы и Боговоплощения
актуальна во все времена, поскольку речь идет не только об опровержении их заблужде-
ний, но, главным образом, об утверждении жизненно важного сотериологического тези-
са: Бог вочеловечился, чтобы человек обожился.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Игумен Герасим (Дьячков), Московская духовная академия

кандидат богословия
доцент кафедры церковной истории
Московской духовной академии

Библиографические ссылки

Андрей Кесарийский, архиеп. Апокалипсис. СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1910.

Афанасий Великий, свт. Творения. Ч. 3. Сергиев Посад: СТСЛ, 1903.

Василий Великий, свт. Творения. Кн. 4. Ч. 3. М., 1811.

Василий Великий, свт. Творения. Ч. 1. М.: Тип. А. Семена при Императорской Медицинско-хирургической академии, 1845.

Викентий Леринский, прп. Напоминан ия. Казань: Типо-лит. Университета, 1904.

Григори й Неокесарийский, свт. Творения. Петроград: Тип. М. Меркушева, 1916.

Киприан Карфагенский, сщмч. Письмо к Юбаяну // Киприа н Карфагенский, сщмч. Творения. Ч. 1. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1891. С. 334–335.

Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn (NY): Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1995.

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn (NY): Watch Tower Bible and Tract Society of Pen nsyl va nia, 1998.

Имена Божии // Еврейская энциклопедия. Т. 8. М.: Терра, 1991.

Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви . М.: МГУ, 1994.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр СЭИ, 1991.

Панайотидис П. Лжесвидетели Иеговы. Салоники: Православный Пчельник, 1997.

Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов в связи с философскими учениями того времени. Т. 1. Сергиев П осад: М. С. Елов, 1914.

Тернер Ф. Опыт изъяснения на послание св. апостола Павла к Филиппийцам // Вера и разум. Т. 1. Ч. 1. Харьков: Тип. Губернского правления, 1892.

Успенский Л. А. На путях к единству? // Философия русского рели гиозного искусства XVI–XX вв.: Антология. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 350–374.

Флоренский П., свящ. «Не восхищение непщева» (Флп. 2, 6–8): к суждению о мистике.Сергиев Посад: Тип. СТСЛ, 1915.

Шмеман А., прот. Евхаристия: Таинство Царства. Париж: YMCA-press, 1988.

Опубликован

2021-11-24

Как цитировать

Дьячков, . Г. (2021). Специфика христологии секты «Свидетели Иеговы». Праксис, (3 (5), 121–137. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.5.3.008

Выпуск

Раздел

Исследования и статьи