Специфика реставрации церковных облачений и текстильной утвари конца XIX — начала XX веков
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2025.18.1.006Ключевые слова:
реставрация, церковное искусство, церковные облачения, плащаница, конец XIX — начало XX веков, текстиль, золотная вышивка, вышивка по картону, масляная живопись, мучной клей, консервация, методика реставрацииАннотация
В статье рассматриваются специфические аспекты реставрации церковных облачений и текстильной утвари конца XIX — начала XX веков. Анализируются особенности материалов и технологий изготовления, характерные для данного переходного периода, включая сочетание традиционных и новых промышленных компонентов (текстиль, красители, металлизированные нити, клеевые составы). Выявляются типичные виды повреждений, обусловленные как естественным старением, так и спецификой использованных материалов, в частности, последствиями применения мучного клея и деградацией ранних синтетических красителей. На примере комплексной реставрации Господской плащаницы из ризницы храма Пимена Великого в г. Москва детально рассматриваются и обосновываются примененные консервационно-реставрационные методики, включая дифференцированный подход к очистке, укреплению и восполнению утрат на комбинированном памятнике (текстиль, шитье, масляная живопись на холсте). Формулируются общие принципы и рекомендации для реставрации аналогичных объектов, подчеркивается важность глубокого предреставрационного исследования и соблюдения этических норм реставратором. Статья предназначена для реставраторов, искусствоведов, хранителей музейных коллекций и всех интересующихся проблемами сохранения церковного искусства.
Скачивания
Библиографические ссылки
Православные церковные облачения XVII — начала ХХ века в собрании Эрмитажа: [Каталог] / Государственный Эрмитаж; [авт. ст. и кат. Т. Н. Косоурова]. СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2020.
Труды отдела научной реставрации и консервации. Вып. 1 / Музеи Московского Кремля. М.: Художник и книга, 2004.
Бобров Ю. Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминологии // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация: Сборник статей. № 13 (43). М.: ГосНИИР; ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 1990. С. 5–10.
Деева Н. Н. Церковные ткани начала XX века // Москва в начале XX века: Сборник статей / отв. ред. В. А. Муравьев. М.: Мосгорархив, 1997. С. 285–297.
Зверев В. В. Об основных понятиях научной реставрации // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация: Сборник статей. [Вып. 12 (42)]. М.: ГосНИИР; ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 1989. С. 11–16.
Кузнецова М. А. Из опыта практической работы сектора реставрации тканей // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы: Сборник научных трудов. Вып. 107. М.: ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 1999. С. 75–84.
Лелеков Л. А. Теоретические проблемы современной реставрационной науки // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация: Сборник статей. [Вып. 12 (42)]. М.: ГосНИИР; ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 1989. С. 17–24.
Полякова Е. В. Русские золотные ткани XVIII — начала XX века: к проблеме формирования национального стиля: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова. М., 2008.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.




