Ретроспективный обзор этапов формирования концепции отношения Русской Православной Церкви к инославным

Авторы

  • Максим Юрьевич Иванчук Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2024.15.2.006

Ключевые слова:

каноническое право, Русская Православная Церковь, чины приема инославных, инославие, святоотеческое наследие, ретроспективный обзор

Аннотация

Данная статья представляет собой ретроспективный обзор развития практики чиноприема инославных в Русской Православной Церкви. Данная тема представляет исследовательский интерес в связи с повышенной активностью различного рода сектантских течений и общей глобализацией религиозных отношений, которые в своей совокупности приводят к рассеиванию внимания православных верующих, которым подобает стойко держаться неискаженного учения и Предания Церкви. Итогом проведенного анализа стало свидетельствование о переменчивость ряда практик, что связано с переменами восприятия степеней отпадения разных деноминаций (в первую очередь эти колебания заметны на примере отношений Греческой Православной Церкви и Римо-Католической Церкви), причем не столько в плоскости исследования богословия сторон, но под влиянием историко-политических факторов. Кроме того, отмечается свойственная ранней церковной канонической практике диссипация в отношении принципов приема инославных, выражающаяся как в отсутствии надлежащей устоявшейся терминологии, так и в личностных критериях отдельных священнослужителей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Максим Юрьевич Иванчук, Московская духовная академия

магистрант кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

maks_ivanchuk_1997@mail.ru

Библиографические ссылки

Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Т. 1: Слова. М., Сибирская Благозвонница, 2007.

Полное собрание русских летописей. Т. 12. М.: Язык русской культуры, 1907.

Полное собрание русских летописей. Т. 1. Вып. 3. М.: Язык русской культуры, 1997.

Полное собрание русских летописей. Т. 24. М.: Язык русской культуры, 2000.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917–1943 г.): Сборник в 2 ч. / сост. М. Е. Губонин. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994.

Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Редакцией «Братского слова»: в 9 т. / под ред. Н. Субботина. Т. 2. Ч. 2: Акты, относящиеся к собору 1666–1667 года. М.: Тип. Т. Рис, 1876.

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского: пер. с серб. Т. 1. М.: Отчий дом, 2001.

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского: пер. с серб. Т. 2. М.: Отчий дом, 2001.

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840 (дата обращения: 21.04.2023).

Амвросий (Погодин), архим. К вопросу о принятии в Православную Церковь лиц, приходящих к ней из иных христианских Церквей // Вестник Русского Христианского Движения. 1996. № 173. С. 90–134.

Амвросий (Погодин), архим. К вопросу о принятии в Православную Церковь лиц, приходящих к ней из иных христианских Церквей // Вестник Русского Христианского Движения. 1997. № 174. С. 55–86.

Дергалев С., прот. Три чина присоединения еретиков в Русской Православной Церкви: история и современность // Труды Белгородской духовной семинарии. 2016. № 4. С. 18–38.

Корогодина М. В. Принятие в православие в XIV–XV в. Письменная традиция и практика // Древняя Русь. 2011. № 3 (45). С. 98–107.

Красноперов Д. В. Присоединение римокатоликов к Православию: история и содержание чина // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2021. № 19. С. 437–454.

Кузьмин А. В. Крещеные татары на службе в Москве: к истории Телебугиных и Мячковых в XIV — первой половине XV века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3 (9). С. 5–23.

Мазырин А. В., Николаев С. К. Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола. Документы Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра 1923–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. № 85. С. 133–149.

Опарина Т. А. Греческий чин присоединения католиков к православной церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию // Вестник церковной истории. 2010. № 1–2 (17–18). С. 215–231.

Саввин А. В. К вопросу о принципах церковно-правовой регламентации отношения христианской Церкви к еретическим течениям эпохи Вселенских Соборов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № 4. С. 59–64.

Семенов Р. И. Канонические нормы Православной Церкви в отношении инославных христиан и их применение сегодня // Праксис. 2021. № 1 (6). С. 170–180.

Софроний (Сахаров), архим. Письмо о единстве Церкви // Русский журнал. Религия. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilenkoleonid.ru/works.html (дата обращения 15.10.2023).

Стефан (Садо), игум. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в. // Христианское чтение. 1997. № 14. С. 97–123.

Цветаев Д. В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI–XVII вв. М.: Университетская тип., 1886.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XII вв. М.: Наука, 1978.

Johnson T. M., Ross K. R. Atlas of Global Christianity. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

Иванчук, М. . (2024). Ретроспективный обзор этапов формирования концепции отношения Русской Православной Церкви к инославным . Праксис, (2 (15), 101–113. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2024.15.2.006

Выпуск

Раздел

Juvenalis. Магистерские и аспирантские исследования

Категории