О свете в свете Православия

Авторы

  • Румяна Любенова Лазарова Институт металловедения, технологий и оборудования с Центром гидро- и аэродинамики «Академик Ангел Балевски» Болгарской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.13.4.004

Ключевые слова:

тварный свет, Божественный свет, Божественная энергия, слава Божия, причащение, нетварный свет

Аннотация

В статье представлена концепция о тварном и нетварном свете, основанная на современном понимании физики, фактах Священного Писания и толкованиях Святых Отцов Православной Церкви по этой теме. Основным методом исследования, который был использован, является анализ избранных естественнонаучных и православных источников, изучение и обобщение опыта духовной жизни человечества, описанного в Священном Писании и Священном Предании относительно восприятия света. Были сделаны следующие основные выводы. Материальный свет, это свет, созданный Богом в первый день сотворения мира. Возможно, что он претерпел изменение в результате грехопадения человека, как изменилось и все творение. Теперь его материальная природа такая, какой мы ее знаем сегодня из физики. Естествение источники материального света звезды (светила на тверди небесной). Нематериальный свет, как познали его многие святые из своего опыта духовной жизни, есть нетварный Божественный свет, Божественная энергия, слава Божия. Прежде чем Христос принес Себя в жертву, примиряя Бога с человеком, Бог открывался как свет только Своим избранникам, по известному промыслу Своему, а не по молитвам верующих. Нетварный свет имеет следующие источники: Бог в трех Его Лицах, святые Ангелы и святые. Бог — первоисточник нетварного света, а Ангелы и святые — источники нетварного света, заимствованного у Бога.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Румяна Любенова Лазарова, Институт металловедения, технологий и оборудования с Центром гидро- и аэродинамики «Академик Ангел Балевски» Болгарской академии наук

доктор технических наук

профессор материаловедения и технологии машиностроительных материалов, научный секретарь, Институт металловедения, технологий и оборудования с Центром гидро- и аэродинамики «Академик Ангел Балевски» Болгарской академии наук

1574 Болгария, София, Шипченски проход, 67

R.Lazarova@ims.bas.bg, lazarovarumiana@abv.bg

Библиографические ссылки

Городков А. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита московского. Казань: Тип. Губернского правления, 1887.

Григорий Богослов, свт. Слово 40. На Святое Крещение // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского : в 2 т. Т. 2. СПб.: Изд. П. П. Сойкин, 1912. С. 544–574.

Григорий Палама, свт. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Богословские труды / архиеп. Василий (Кривошеин); сост. и авт. биограф. вступ. диак. А. Мусин. Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2011. С. 61–143.

Григорий Палама, свт. О Божественных энергиях и их причастии // Трактаты / пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2007. С. 39–89.

Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих: 1, 3, 38 / пер. В. В. Бибихина. М.: Канон, 1995.

Жития на светиите: превод от руски език по изданието на Московската синодална типография 1902 г.: допълнени с Жития на български светии / съст. от свети Димитрий митрополит Ростовски. Атон: Славянобългарски манастир Свети Велико мъченик Георги Зограф, 2007.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Источник знания: Творения преподобного Иоанна Дамаскина / пер. и ком. Д. Е. Афиногенова и др. М.: Индрик, 2002. С. 186–233.

Иустин (Попович), прп. Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения // Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания / пер. с серб. С. Фонова. Т. 3: Догматика Православной церкви. Сотериология. Экклесиология. М.: Паломник, 2006. С. 76–79. (ПФ Красный пролетарий).

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. В. А. Рещиковой. Сергиев Пасад : Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.

Макарий Великий, свт. Добротолюбие.: в 5 т. Т. 1. Атон: Славянобългарски манастир Свети Велико мъченик Георги Зограф, 2000.

О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым / Прп. Серафим Саровский; Н. А. Мотовилов. Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013. С. 3–35.

Плакида (Дезей), схиархим. Евхадристия и обожение христиан по учению Отцов Церкви // Альфа и Омега. 2007. № 2 (49). С. 123–139.

Салтыков А., прот. Грехопадение: изменение человека и мироздания // Кадашевские чтения: сборник статей конференции / Общество Ревнителей Православной культуры, Музей Кадашевская слобода. Т. X. М.: Кадашевская Слобода, 2012. С. 252–272.

Светлина // Уикипедия — своюодната енциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: hhttps://bg.wikipedia.org/wiki/Светлина (дата обращения 04.11.23).

Теофилакт Български, блж. Тълкувание на книга Деяния на светите апостоли и на Съборните послания на светите апостоли. Атон: Славянобългарски манастир Свети Велико мъченик Георги Зограф, 2008.

Auxentios, Bishop of Photiki. The Paschal fire in Jerusalem. Berkeley, California: Saint John Chrysostom Press, 1993.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

Лазарова, Р. . (2023). О свете в свете Православия . Праксис, (4 (13), 52–63. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.13.4.004

Выпуск

Раздел

Исследования и статьи

Категории