Пасхальные евангельские чтения в Иерусалимском богослужении V–VII вв.

Авторы

  • Сергей Сергеевич Сурцев Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.12.3.007

Ключевые слова:

Иерусалимское богослужение, Иерусалимская лекционарная система, армянский Лекционарий, грузинский Лекционарий, пасхальные евангельские чтения, Пасха, пасхальное богослужение, пасхальное бдение, тайна Искупления, Воскресение

Аннотация

Статья посвящена изучению того, как изменялось восприятие праздника Пасхи в Иерусалимском богослужении на примере пасхальных евангельских чтений Иерусалимской лекционарной системы в V–VII вв. Рассмотрение поставленной проблемы позволяет выявить ценные сведения о смыслах главного христианского праздника в богослужебной практике Востока. Данная тема часто обходится стороной отечественными исследователями. За основу взяты два источника, отражающие богослужебную практику Святого Города: армянский (V в.) и грузинский (VIII в.) Лекционарии. В процессе исследования было выяснено, что в V в. сформировавшийся с ранних времён христианства смысл Пасхи как переход от Смерти к Жизни трансформировался: события пасхальной ночи стали восприниматься не как тайна Искупления, а как конкретное событие Воскресения. Толчком этому послужила тенденция того времени в исторической привязке евангельского отрывка к празднуемому событию.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Сергеевич Сурцев, Московская духовная академия

студент бакалавриата Московской духовной академии

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

gnezdo1500@yandex.ru

Библиографические ссылки

Виноградов А., свящ. Святый Андрей, архиепископ Критский: Агиологический очерк // ХЧ. 1902. № 2. С. 247–269.

Галадза Д. Святогробский Типикон // ПЭ. 2021. Т. 62. С. 141–144.

Грузия в IV–X веках / ред. М. Д. Лордкипанидзе, Д. Л. Мусхелишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1988. (Очерки истории Грузии; т. 2).

Джанашиа Н. С., Мачавариани Е. М., Сургуладзе M. К. Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки / ред. Ю. А. Петросян и др. М.: Наука, 1987. (Культура народов Востока. Материалы и исследования). С. 176–200.

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / пер. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя; Изд. Олега Абышко, 2002. (Византийская библиотека. Источники).

Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. Т. 1. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1895.

Долидзе И. Лагурка // ПЭ. 2015. Т. 39. С. 634–636.

Желтов М. и др. Армянский обряд // ПЭ. 2001. Т. 3. С. 356–374.

Желтов М. С., Лукашевич А. А. Великая Суббота // ПЭ. 2004. Т. 7. С.431–443.

Желтов М., свящ. и др. Пасха // ПЭ. 2019. Т. 54. С. 695–731.

Желтов М., свящ. Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/399377 (дата обращения 27.04.2023).

Иванов М. С. и др. Воскресение Иисуса Христа // ПЭ. 2005. Т. 9. С. 414–423.

Иерусалимское богослужение // ПЭ. 2009. Т. 21. С. 506–508.

Иларион (Алфеев), митр. Тайна Богоматери. Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии. М.: Изд. Познание, 2021.

Каджая Л. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе // ПЭ. 2010. Т. 23. С. 90–96.

Карабинов И. А. Постная Триодь: Исторический обзор ея плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1910.

Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия. Тифлис: изд. архимандрита Назария, 1912.

Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис: тип. Братство, 1908.

Мамиствалишвили Э., Томадзе Н. Крестовый монастырь // ПЭ. 2015. Т. 38. С. 591–609.

Мень А., прот. Псалмодия / редкол.: Р. Адамянц, С. Рузер, Н. Григоренко, П. Мень // Библиологический словарь. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. Т. 2. С. 516.

Никитин В. А., Крашенниникова Н. Н. Або Тбилисский // ПЭ. 2001. Т. 1. С 45–46.

Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // ЖМП. 2001. №4. С. 70–78.

Правдолюбов С., прот., и др. Андрей // ПЭ. 2001. Т. 2. С. 352–355.

Сахаров П. Люцернарий: Католическая Энциклопедия. М.: Изд. Францисканцев, 2005. Т. 2. С. 1810–1812.

Серебряков С. Б. Древнегрузинско-русский словарь. Тбилиси: Изд. Академии наук Грузинской ССР, 1962.

Толковый Типикон / сост., предисл. и примеч. М. Скабаллановича. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008.

Служебник. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2003.

Сулава Н. Иоанн-Зосим // ПЭ. 2010. Т. 25. С. 64–67.

Ткачёв Е. В. Лавра // ПЭ. 2015. Т. 39. С. 550–560.

Фрейсхов С. Дасдебели // ПЭ. 2006. Т. 14. С. 207.

Хевсуриани Л. и др. Грузинская Православная Церковь // ПЭ. 2006. Т. 13. С. 191–321.

Цагарели А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1888. Т. IV (1). (Православный Палестинский Сборник; вып. 10).

Aubineau M. Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem: Les homélies I–XV. Brussels: Société des Bollandistes, 1978. Vol. 1. (Subsidia hagiographica; vol. 59).

Aurelius Augustinus. Tractatus de nocte sancta, 1 //. Sermons pour la Pâque / Augustin d’Hippone; introd., texte crit., trad. et notes S. Poque. Paris: Cerf, 1966. (Sources chrétiennes; vol. 116). P. 210–221.

Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1987. (Orientalia christiana analecta; vol. 228).

Bertoniere G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1972. (Orientalia christiana analecta; vol. 193).

Conybeare F. C. Rituale Armenorum: Being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church Together with the Greek Rites of Baptism and Epiphany. Oxford: The Clarendon Press, 1905.

Galadza D. Liturgy and Byzantinization in Jerusalem. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Hesychius Hierosolymitanus. Homilia I de s. Maria deipara / Aubineau M. Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem: Les homélies I–XV. Brussels: Société des Bollandistes, 1978. Vol. 1. (Subsidia hagiographica; № 59). P. 118–169.

Hesychius Hierosolymitanus. Homilia II in sanctum Pascha / Aubineau M. Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem: Les homélies I–XV. Brussels: Société des Bollandistes, 1978. Vol. 1. (Subsidia hagiographica; № 59). P. 112–117. Рус. пер.: Патристика: Новые переводы, статьи / под общ. ред. М. Журинской, пер. свящ. М. Козлова. Н. Новгород: Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. С. 96–97.

Itinerarium Egeriae // Franceschini E., Weber R. Itinerarium Egeriae // Itineraria et Alia Geographica. Turnhout: Brepols, 1965. (Corpus сhrictianorum. Series latina; vol. 175). P. 29–103.

Janeras S. La settimana Santa nell’antica Liturgia di Gerusalemme // Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus / ed. A. G. Kollamparampil. Romae: Centro Liturgico Vincenziano, 1997. P. 19–50.

Janeras S. Les lectionnaires de l’ancienne liturgie de Jérusalem. Córdoba: Tipographia Católica, 2005. (Collectanea сhristiana orientalia; vol. 2). P. 71–92.

Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (von 5. bis 8. Jahrhundert). Wien: Verlag Herder, 1970. (Wiener Beitrage zur Theologie; bd. 28).

Mateos J. La Célébration de la Parole dans la Liturgie Byzantine. Etude historique. Roma: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1971. (Orientalia сhristiana analecta; vol. 191).

Mateos J. La vigile cathédrale chez Egérie. Roma: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1961. (Orientalia christiana periodica; vol. 27). P. 281–312.

Meliton Sardis. De Pascha // Sur la Pâque et fragments / Introd., texte crit., trad. et notes O. Perler. Paris: Cerf, 1966. (Sources chrétiennes; vol. 123). P. 60–127. Рус. пер.: Дунаев А. Г. Сочинения древних христианских апологетов. М.: Фонд Благовест; СПб.: Алетейя, 1999. (Античное христианство: Источники). С. 520–552.

Mimouni S. C. Dormition et Assomption de Marie: Histoire des traditions anciennes. Paris: Beauchesne, 1995. (Théologie Historique, 98).

Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus, vol. I: A-K (excluding Acre and Jerusalem). Cambridge: University Press, 1993.

Renoux C. La Pâque du dimanche à Jérusalem au IVe siècle // Connaissance des Pères de l’Église. № 81. Paris: Nouvelle Cité, 2001. P. 52–58.

Renoux C. La lecture biblique dans la liturgie de Jérusalem // Le monde grec ancien et la Bible / ed. C. Mondésert. Paris: Beauchesne, 1984. P. 399–420.

Renoux C. Le codex arménien Jérusalem 121: I. Introduction aux origines de la liturgie hiérosolymitaine. Lumières nouvelle. Turnhout: Brepols, 1969. (Patrologia orientalis; vol. 35 (1)).

Renoux C. Le codex arménien Jérusalem 121: II. Edition comparée du texte et de deux autres manuscrits / introd., textes, trad. et notes C. Renoux. Turnhout: Brepols, 1971. (Patrologia orientalis; vol. 36 (2)). P. 72–373.

Renoux C. Les hymnes de la Resurrection. I: Нymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. Paris: Cerf, 2000.

History of the place // Saint Peter in Gallicantu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stpeter-gallicantu.org/history-of-the-place-116.html (дата обращения 22.04.2023).

Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V–VIII siècles). Louvain: Secrétariat du CorpusSCO, 1959. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; vol. 188). P. 1–174.

Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V–VIII siècles) / trad. M. Tarchnischvili. Louvain: Secrétariat du CorpusSCO, 1959. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; vol. 189). P. 9–139.

The Georgian Manuscript Book Abroad / comp.: N. Chkhikvadze, M. Karanadze, V. Kekelia, L. Shatirishvili, ed. N. Chkhikvadze. Tbilisi: Korneli Kekelidze Georgian National Center of Manuscripts, 2018.

Tuite K. Early Georgian // The Ancient Languages of Asia Minor / ed. R. D. Woodard. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 145–165.

Verhelst S. La liturgie de Jérusalem à l’époque byzantine: genèse et structures de l’année liturgique: PhD Dissertation. Jeruselem, 1999.

Verhelst S. The Liturgy of Jerusalem in the Byzantine Period // Christians and Christianity in the Holy Land from the Origins to the Latin Kingdoms / ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout: Brepols, 2006. P. 421–459.

Vincent H., Abel F. M. Jérusalem: Recherches de topographie, d'archéologie et d'histoire. Paris: J. Gabalda, 1926. Т. 2. Fasc. 4.

Wade A. The Oldest Iadgari: The Jerusalem Tropologion — 4th to VIII Centuries, 30 Years After the Publication // Synaxis Katholike: Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag / her. D. Atanassova, T. Chronz. Münster, 2014. (orientalia — patristica — oecumenica; bd. 6). S. 717–750.

Γεώργιος Φίλιας ‘Η Εορτή της Κοιμήσεως. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myriobiblos.gr/texts/greek/filias_koimisi_1_3.html#37_bottom (дата обращения 27.04.2023).

Παπαδόπουλος-Κεραμεύς Α. Ἀνάλεκτα Ἱεροσολθμιτικῇς σταχυολογίας. Πετρούπολις: Τυπ. Β. Κιρσπάουμ, 1894. T. 2.

Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η Βυζαντινὴ ὑμνογραφία καὶ ποίησις. Θεσσαλονίκη: Ἐκδοσεις Π. Πογρναρα, 1993. T. 4.

Загрузки

Опубликован

2023-09-18

Как цитировать

Сурцев, С. (2023). Пасхальные евангельские чтения в Иерусалимском богослужении V–VII вв. Праксис, (3 (12), 165–192. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2023.12.3.007

Выпуск

Раздел

Juvenalis. Магистерские и аспирантские исследования

Категории