Николай Кавасила и его сакраментальный синтез

Авторы

  • Джорджевич Милан Софийский университет им. св. Климента Охридского
  • Елиманов Вадим Евгеньевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.2.8.005

Ключевые слова:

св. Николая Кавасила, сакраментальный синтез, византийская философия, паламизм, антипаламизм, свт. Григорий Палама, «свёртывание» традиции, «развёртывание» традиции

Аннотация

В статье предлагается новый подход к осмыслению понятия богословско-философского синтеза в рамках византийской философии. На примере сравнительного анализа богословия двух выдающихся христианских писателей, св. Николая Кавасилы и свт. Григория Паламы, доказывается, что синтез не может быть представлен только в качестве концептуальной экспликации. Богатая по своей глубине и охвату богословско-философская система мысли Кавасилы имеет в своих основаниях те же богословские и философские идеи, что система мысли Паламы. Однако, если в последнем случае синтез представлен в виде концептуальной экспликации, т. е. сформулирован и выражен на строгом богословско-философском языке, то в первом случае сама концептуальная экспликация помещается в литургическую и духовно-аскетическую практику и актуализируется в ней. Если деятельности Паламы соответствует этапу «развёртывания» традиции, когда традиция вынуждена давать новые и точно сформулированные ответы на внешние вызовы, то деятельность Кавасилы характеризуется этапом её «свёртывания», при котором всё богатство разработанного на этапе «развёртывания» понятийного аппарата вводится в сакраментальную практику. И хотя сами точные формулировки и термины (т. е. весь понятийный аппарат) тонут и растворяются в сакраментальной практике, однако, несомненно, в ней присутствуют и при необходимости могут быть вновь «из неё» эксплицированны. Именно «свёртыванием» традиции завершается очередной цикл синтеза, и именно Кавасила стал тем автором, в богословско-философской мысли которого завершился паламитский синтез.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Джорджевич Милан, Софийский университет им. св. Климента Охридского

PhD in Medieval Philosophy, доцент кафедры философии и психологии на богословском факультете Софийского университета им. св. Климента Охридского

бул. «Гоце Делчев» бр. 6, пошт. фах 566, Скопје 1000, Република Македонија

dordevic_milan@hotmail.com

Елиманов Вадим Евгеньевич, Московская духовная академия

магистр теологии, аспирант Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Athanasius Alexandrinus. Oratio de Incarnatione Verbi // PG. Τ. 25b. Col. 95-198.

Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto // PG. Τ. 32. Col. 67-218.

Corpus Dionysiacum I / hrsg. von B. R. Suchla. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1990. (PTS; Bd. 33).

Demetracopoulos J. A. Nicholas Cabasilas' Quaestio de rationis valore: An Anti-Palamite Defense of Secular Wisdom // Byzantina. Vol. 19. 1998. P. 53-93.

Nicolas Cabasilas. Explication de la divine liturgie / traduction et notes de S. Salaville. 2e édition, munie du texte grec, revue et augmentée. Paris: Cerf, 1967. (SC; vol. 4 bis).

Nicolas Cabasilas. La vie en Christ. Livres I-IV / introduction, texte critique, traduction et annotation par M.-H. Congourdeau. Paris: Cerf, 1989. (SC; vol. 355).

Nicolas Cabasilas. La vie en Christ. Livres V-VII / introduction, texte critique, traduction et annotation par M.-H. Congourdeau. Paris: Cerf, 1990. (SC; vol. 361).

Đorđević M. Nikolas Kabasilas - ein Weg zu einer Synthese der Traditionen. Paris; Leuven; Bristol: Peeters, 2015. (Recherches de théologie et philosophie médiévales. Bibliotheca; vol. 13).

Florovsky G. A Criticism of the Lack of Concern for Doctrine Among Russian Orthodox Believers // The Collected Works of Georges Florovsky. Vol. 13. Ecumenism I: A Doctrinal Approach / ed. R. S. Haugh. Belmont (Mass.): Nordland Pub. Co., 1976. P. 168-170.

Kallis A. Sakrament - Ostkirchliche Theologie // Lexikon für Theologie und Kirche. Bd. 8 (3) / hrsg. von K. Baumgartner. Freiburg im Breisgau; Basel; Wien: Herder, 1999. Sp. 1445-1447.

Kapriev G. Philosophie in Byzanz. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2005.

Kapriev G. Vier Arten und Weisen, den Westen zu bewältigen // Knotenpunkt Byzanz: Wissensformen und kulturelle Wechselbeziehungen / hrsg. von A. Speer, Ph. Steinkruge. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2012. (Miscellanea mediaevalia; vol. 3). S. 3-31.

Kapriev G. Was hat die Philosophie mit der Theologie zu tun? Der Fall Byzanz // Byzantine Theology and Its Philosophical Background / ed. A. Rigo. Turnhout: Brepols, 2011. (Byzantios; vol. 4). P. 4-16.

Lossky V. Tradition and Traditions // Lossky V. In the Image and Likeness of God. Crestwood (N. Y.): St. Vladimir's Seminary Press, 1985. P. 141-168.

Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010 (PhD Diss).

Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York: Fordham University Press, 1974.

Meyendorff J. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. Crestwood (N. Y.): St. Vladimir's Seminary Press, 1974.

Schmemann A. The Historical Road of Eastern Orthodoxy. Crestwood (N. Y.): St. Vladimir's Seminary Press, 1977.

Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The ‘Capita 150’ of Gregory Palamas // Medieval Studies. 1986. Vol. 48. P. 334-351.

Spiteris Y., Conticello C. G. Nicola Cabasilas Chametos // La théologie byzantine et sa tradition II / éd. par C. G. Conticello, V. Conticello. Turnhout: Brepols, 2002. P. 315-410.

Загрузки

Опубликован

2022-10-15

Как цитировать

Джорджевич, М., & Елиманов, В. Е. (2022). Николай Кавасила и его сакраментальный синтез. Метафраст, (2 (8), 191–206. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2022.2.8.005

Выпуск

Раздел

Очерки и обзоры

Категории