Различие сущности и энергии в онтологии свт. Григория Паламы: энергия как сущность в движении
DOI:
https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2021.5.1.004Ключевые слова:
свт. Григорий Палама, энергия, сущность, мысленное различие, реальное различие, разделение, онтология, Варлаам Калабрийский, Григорий Акиндин, Никифор Григора, Аристотель, универсалии, первая сущность, вторая сущность, форма вещи, категории сущего, чтойность, Прокл, неоплатонизм, приобщение (причастие)Аннотация
Статья посвящена одному из самых пререкаемых положений онтологии свт. Григория Паламы, а именно, его учению о реальном различии в Боге сущности и энергии. На примере избранных фрагментов из трактатов свт. Григория показывается, что энергия является такой реальностью (πρᾶγμα), которая, с одной стороны, отличается от сущности, но, с другой стороны, не состоит из какой-либо иной сущности, кроме той, проявлением которой она является. Энергия является одновременно и движением сущности (κίνησις τῆς οὐσίας), и самой сущностью в движении. Анализ отношения «реального» и «мысленного» в богословском дискурсе свт. Григория Паламы позволил сделать вывод о том, что различие в Боге между сущностью и энергией можно помыслить именно в силу того, что оно реально, в действительности существует в Самом Боге. В онтологии свт. Григория мысленное или интеллектуальное возможно только как отражение реального. Как следствие, богословскую риторику неопаламитов Византии - согласно которой Божественные энергии следует различать от Божественной сущность «по примышлению» (κατ’ ἐπίνοιαν), или «только по примышлению» (ἐπινοίᾳ μόνῃ), или «только мысленно» (λόγῳ μόνῳ) - предлагается понимать как подразумевающую следующий смысл: различие между сущностью и энергией реально, но постигается только мысленно (λόγῳ μόνῳ), поскольку только рассудок способен усмотреть различие между действующим (сущностью) и действием (энергией), то есть мысленно отделить действие (энергию) от действующего (сущности) и сделать их отдельными предметами мысленного рассмотрения. Кроме этого, было установлено, что в своём учении о различии сущности и энергии свт. Григорий Палама обнаруживает достаточно сильную зависимость от учения Аристотеля о категориях сущего и универсалиях.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ammonius. In Porphyrii Isagogen sive Quinque voces / ed. A. Busse. Berlin: Reimer, 1891. (Commentaria in Aristotelem graeca; vol. 4/3).
Aristotelis Opera. Τ. 8 / ex recensione I. Bekkeri. Oxonii: E Typographeo academic, 1837.
Augustinus Hipponensis. De civitate Dei // PL. T. 41. Col. 13–803.
Barlaam Calabrius. Epistulae graecae 1–8 // Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un'edizione critica delle Epistole greche di Barlaam) / a cura di А. Fyrigos. Roma: Antonianum, 2005.
Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium libri quinque // PG. T. 29. Col. 497–774.
Basile de Césarée. Contre Eunome, suivi de Eunome, Apologie. T. 1 / introduction, traduction et notes par B. Sesboüé, G.-M. de Durand, L. Doutreleau. Paris: Cerf, 1982. (SC; vol. 299).
Сyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate, dialogi I–VII // PG. T. 75. Col. 1075–1147.
Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2 / hsgb. von B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12).
Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 4 / hsgb. von B. Kotter. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22).
Dionysius Areopagita. De Divinis nominibus // PG. T. 3. Col. Col. 585–996.
Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi: ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts / hrsg. von F. Diekamp. Münster in Westf.: Aschendorff, 1907.
Drei dogmatische Schriften Iustinians / hsgb. von E. Schwartz. München: Bayer. Akad. d. Wiss., 1939. (Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. PhilosophischHistorische Abteilung. NF; Bd. 18).
Eunomius. Apologia // Basile de Césarée. Contre Eunome, suivi de Eunome, Apologie. T. 2 / introduction, traduction et notes par B. Sesboüé, G.-M. de Durand, L. Doutreleau. Paris: Cerf, 1983. (SC; vol. 305). P. 234–299.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 29 // PG. T. 36. Col. 73–104.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 30 // PG. T. 36. Col. 103–134.
Gregorius Palamas. Capita physica, theologica, moralia et practica // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 5. Κεφάλαια ἑκατὸν πεντήκοντα, ἀσκητικὰ συνγγράματα, εὐχαί / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1992. Σ. 37–119.
Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 3. Αντιρρητικοί πρός Ακίνδυνον / ἔκδ. Λ. Κοντογιάννης, Β. Φανουργάκης. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1970. Σ. 39–506.
Gregorius Palamas. Contra Nicephorum Gregoram // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 4. Δογματικαῖ πραγματείαι καὶ επιστολαὶι γραφείσαι κατὰ τὰ ἔτη 1348–1358 / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου, Β. ∆. Φανουργάκης, Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1988. Σ. 231–320.
Gregorius Palamas. Epistulae // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 2. Πραγματεῖαι / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου, Ν. Α. Ματσούκας, Γ. Μαντζαρίδης, Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1966. Σ. 315–547.
Gregorius Palamas. Orationes dogmaticae // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 2. Πραγματεῖαι / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου, Ν. Α. Ματσούκας, Γ. Μαντζαρίδης, Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1966. Σ. 69–277.
Gregorius Palamas. Pro hesychastis // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 1. Λόγοι αποδεικτικοί, αντεπιγραφαί, ἐπστολαὶ πρὸς Βαρλαὰμ καὶ Ἀκίνδυνον ὑπὸ ἡσυχάζοντων / ἔκδ. B. Bobrinsky, Π. Παπαευαγγέλου, J. Meyendorff, Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1962.
Gregorius Palamas. Homiliae 53 // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 6. Πραγματεῖαι / ἔκδ. Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 2015. Σ. 551–585.
Iamblichus. De mysteriis // On the Mysteries / transl. by E. C. Clarke, J. M. Dillon, J. P. Hershbell. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003.
Καρμίρης Ἰ. Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας. T. Α´. Ἀθῆναι: [Χ. ὄ.], 1960.
Maximus Confessor. Ambigua ad Ioannem // PG. T. 91. Col. 1061–1417.
Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho // PG. T. 91. Col. 287–354.
Nicephori Gregorae. Historiae Byzantinae. Vol. 3 / ed. I. Bekker, L. Schopen. Bonn: Weber, 1855. (CSHB).
Nikephoros Gregoras. Antirrhetika / hrsg. von H.-V. Beyer. Wien: Osterreichische Akademie der Wissenschaften, 1976. (Wiener byzantinische Studien; Bd. 12).
Proclus. Elementatio theologica // The Elements of Theology / ed., transl., comment. E. R. Dodds. Oxford: Clarendon Press, 1971.
Proclus. In Platonis Parmenidem // Procli philosophi Platonici Opera inedita / ed. V. Cousin. Paris: Durand, 1864. P. 617–1244.
The Orations of St. Athanasius Against the Arians: According to the Benedictine Text / ed. by W. Bright. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
Аристотель. Сочинения: в 4 тт. Т. 1 / Академия Наук СССР Институт философии. М.: Мысль, 1976.
Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина / пер. с греч. Р. В. Яшунского. Краснодар: Текст, 2010.
Григорий Палама, свт. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 1 / пер. с греч. архим. Амвросия (Погодина). М.: Паломник, 1993.
Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав / пер. и прим. А.И. Сидорова. Краснодар: Текст, 2006.
Григорий Палама, свт. Трактаты / пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Текст, 2007.
Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М.: Канон+, 1995 (История христианской мысли в памятниках).
Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод) / пер. и коммент. Р. В. Яшунского; сост. О. И. Ласточкин. СПб.: РГПУ, 2021.
Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004.
Томос исихастского Собора 1351 года / пер. с греч. А. И. Корнакова. СПб.: Петроград, 2020.
Асмус В. и др. Афанасий I Великий // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 22–45.
Бирюков Д. С. Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы. Часть первая // Библия и христианская древность. 2020. № 1 (5). С. 113–132.
Бирюков Д. С. К вопросу о специфике учения Григория Паламы и его расхождении с доктриной Никифора Григоры // Научная сессия ГУАП, 6–10 апреля 2015 г.: сборник докладов. Ч. 3: Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2015. С. 85–97.
Бирюков Д. С. Книга еретиков / [сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова]. Санкт-Петербург: РХГА; Амфора, 2011. (Александрийская библиотека).
Бирюков Д. С. О теме причастности к божественной сущности и оппозиции по сущности — по причастности Симеона Нового Богослова в контексте предшествующей патристической мысли // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2015. Т. 4. № 1–2 (7–8). С. 431–445;
Бирюков Д. С. Отношение причастности: концепты общего и особенного в восточно-христианской философской традиции: античный и византийский периоды. Дисс.. доктора философских наук: 09.00.03. РГГУ, 2016.
Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира / отв. ред. А. Р. Фокин; Ин-т философии РАН. М.: Языки славянских культур, 2012.
Гагинский А. М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 23–39.
Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 21–28.
Канаева Э. Ю. Богословское наследие Варлаама Калабрийского: опыт реконструкции на основании сохранившихся сочинений. Дисс.. кандидата наук: 26.00.01. ПСТГУ, 2019.
Ларионов Д., мон. Яннис Димитракопулос и его работы по «византийскому паламизму». Предисловие к публикации русского перевода статьи «Григорий Палама — экзистенциалист? реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: «Ἐγώ εἰμι ὤν» // ESSE: Философские и теологические исследования. 2019. Т. 4. № 1. С. 282–305.
Лосев А. Ф. Имя: Сочинения и переводы. СПб.: Алетейя, 1997.
Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiôma, 2006.
Мейендорф И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб.: Византинороссика, 1997. (Subsidia byzantinorossica; т. 2).
Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: ПСТБИ, 2000.
Месяц С. В. Прокл // Античная философия: Энциклопедический словарь / отв. ред. М. А. Солопова. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 628–643.
Месяц С. В. Прокл // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2020. Т. 58. С. 304–317.
Месяц С. В. Ямвлих // Античная философия: Энциклопедический словарь / отв. ред. М. А. Солопова. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 837–848.
Месяц C. В. Проблема трансцендентного начала в неоплатонизме и учение о генадах // Историко-философский ежегодник. 2010. № 2009. С. 33–60.
Михайлов П. Б. Анализ философской аргументации в полемике св. Василия Великого с Евномием. Дисс. …кандидата философских наук. Институт философии РАН, 2005.
Фокин А. А. Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. Дисс. …кандидата философских наук. Институт философии РАН, 2013.
Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
Candal M. Innovaciones palamiticas en la doctrina de la gracia // Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1946. (Studi e testi; vol. 123). P. 65–103.
Cheng J. The Distinction Between God’s Essence and Energy: Gregory Palamas’ idea of Ultimate Reality and Meaning // Ultimate Reality and Meaning. 1998. Vol. 21 (1). P. 56–75.
Contos L. C. Essence-Energies Structure of Saint Gregory Palamas with a Brief Examination of Its Patristic Foundation // Greek Orthodox Theological Review. 1967. Vol. 12. P. 283–294.
Damian Th. A Few Considerations on the Uncreated Energies in St. Gregory Palamas’ Theology and His Continuity with the Patristic Tradition // The Patristic and Byzantine Review. 1996–1997. Vol. 15 (1–3). Р. 101–112.
Demetracopoulos J. A. Glossogony or Epistemology? Eunomius of Cyzicus’ and Basil of Caesarea’s Stoic Concept of Epinoia and Ιts Misrepresentation by Gregory of Nyssa // Gregory of Nyssa. Contra Eunomium 2: An English Version with Supporting Studies. Proceedings of the 10th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Olomouc, September 15–18, 2004) / ed. L. Kariková, S. Douglas, J. Zachhuber. Leiden: Brill, 2007. P. 387–397.
Demetracopoulos J. A. Palamas Transformed: Palamite Interpretations of the Distinction Between God's ‘Essence’ and ‘Energies’ in Late Byzantium // Greeks, Latins, and Intellectual History 1204–1500 / ed. M. Hinterberger, Ch. Schabel. Leuven; Paris; Walpole (Mass.): Peeters, 2011. P. 263–372.
Demetracopoulos J. A. The Sources of Content and Use of Epinoia in Basil of Caesarea’s Contra Eunomium I: Stoicism and Plotinus // Βυζαντινά. 1999. Τ. 20. Σ. 7–42.
Γιαγκάζογλου Σ. Οὐσία, ὑποστάσεις, προσωπικὲς ἐνέργειες. Ἡ διδασκαλία τοῦ ἁγίου Γρηγορίου Παλαμᾶ γιὰ τὶς ἄκτιστες ἐνέργειες // Σύναξη. 1991. № 37. Σ. 71–78; Ibid. 1991. № 38. Σ. 39–47.
Habra G. The Sources of the Doctrine of Gregory Palamas on the Divine Energies // Eastern Churches Quarterly. 1957. Vol. 12 (6). P. 244–252; Ibid. 1958. Vol. 12 (7). P. 294–303;
Ivánka E. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1964.
Maloney G. Uncreated Energy: A Journey into the Authentic Sources of Christian Faith. Amity (N.Y.): Amity House, 1987.
Μαντζαρίδης Γ. Παράδοσις καί ἀνανέωσις εἰς τήν θεολογίαν Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ // Ἐπιστημονικὴ Ἐπετηρὶς τῆς Θεολογικῆς Σχολῆς τοῦ Ἀριστοτελείου Πανεπιστημίου τῆς Θεσσαλονίκης. 1974. Τ. 19. Σ. 145–172.
Μπέζγος Μ. Ἠ μεταφυσικὴ τῆς ἐνέργειας στὴν ἀριστοτελικὴ ὀντολογία καὶ στὴν παλαμικὴ θεολογία // Παρνασσός. T. 35. 1993. Σ. 127–136.
Sinkewicz R. E. The Doctrine of the Knowledge of God in the Early Writings of Barlaam the Calabrian // Mediaeval Studies. Vol. 44. 1982. P. 181–242.
Torrance A. Precedents for Palamas’ Essence-Energies Theology in the Cappadocian Fathers // Vigilae christianae. 2009. Vol. 63. P. 47–70.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.