Христологический спор в Византии относительно Ин. 14, 28 в XII веке

Авторы

  • Коробов Владимир Сергеевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-770X-2019-2-2-77-94

Ключевые слова:

христологические споры, слава Христова, Мануил I Комнин, Гуго Этериан, Константинопольский Собор 1166 г., церковная уния, Гилберт Порретанский, Герхох Райхерсбергский

Аннотация

В статье затрагивается проблема зависимости византийского богословия от западного на примере христологического спора относительно изречения Спасителя: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28). Дискуссия, проходившая в период правления императора Мануила I Комнина, закончилась соборным решением в пользу латинской версии толкования указанного отрывка. Собор, созванный в 1166 г. в Константинополе, принял решение толковать Ин. 14, 28 применительно к человечеству Христа. Наряду с данной экзегезой, были приняты также и иные интерпретации, но акцент ставился именно на христологическом измерении, и были решительно отвергнуты толкования «мысленного разделения» и «общего лица». В статье рассматривается вопрос о влиянии на постановления Собора западного богослова Гуго Этериана, который пытался доказать, что Христос по человечеству даже в прославленном состоянии меньше Бога Отца.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Коробов Владимир Сергеевич, Московская духовная академия

магистр теологии, аспирант кафедры филологии Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Athanasius Alexandrinus. Symbolum «quicumque» [spuria] // PG. T. 28. Col. 1581–1592.

Gerhohus Reicherspergensis. Expositio in Psalmos // PL. T. 194. Col. 9–997.

Gregor von Nazianz. Theologische Reden / übers. und eingeleitet von. H. J. Sieben. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1996. (Fontes christiani; Bd. 22). Рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М.: тип. А. Семена, 1843.

Hilarius Pictaviensis. De Trinitate // PL. T. 10. Col. 25–472.

Hugo Etherianus. De sancto et immortali Deo // PL. T. 202. Col. 232–396.

Joannes Damascenus. Expositio fidei // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2 / hsgb. Von B. Kotter. Berlin: W. de Gruyter, 1973. (Patristische Texte und Studien; Bd. 12). Рус. пер.: Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. М.: Индрик, 2002.

Joannis Cinnami Epitome rerum ab Joanne et Alexio Comnenis gestarum / recensuit A. Meineke. Bonnae: E. Weberi. 1836. (CSHB; vol. 26). Рус. пер.: Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180) / пер. под ред. В. Н. Карпова. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859.

Nicetas Choniates. De rebus gestis Manuelis Comnene Libri VII // PG. T. 139. Col. 378–573.

Nicetae Choniatae Historia / recensuit. I. A. van Dieten. Berolini; Novi Eboraci: W. de Gruyter, 1975. (CFHB. Series Berolinensis; vol. 111). Рус. пер.: Никиты Хониата История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1 (1118–1185) / пер. под ред. В. И. Долоцкого. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1860.

Tyrannii Rufini Interpretatio orationum Gregorii Nazianzeni / ed. A. Engelberecht. Vindobonae: F. Tempsky; Lipsiae: G. Freytag, 1910. (CSEL; vol. 46).

Synodus habita propter illud dictum, quia Pater meus major me est // Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. Romae: typis Vaticanis, 1831. T. 4. P. 1–96.

ЛИТЕРАТУРА

Ермилов П. В. Димитрий Лампский // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2012. Т. 15. С. 146–147.

Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: Изд. ПСТБИ, 2000.

Попов И. H. Мануил I Комнин // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2016. Т. 43. С. 390–395.

Classen P. Das Konzil von Konstantinopel 1166 und die Lateiner // Byzantinische Zeitschrift. 1955. Bd. 48. S. 339–368.

Darrouzès J. Inroduction // Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. T. 1 / éd. J. Darrouzès. Paris: Cerf, 1966. (SC; vol. 122). P. 7–87.

Dondaine A. Hugues Éthérien et Léon Toscan // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge. 1952. Vol. 19. P. 67–134.

Dondaine A. Hugues Éthérien et le concile de Constantinople de 1166 // Historisches Jahrbuch. 1958. Bd. 77. S. 473–483.

Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos (1143–1180). Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1993.

Mango C. The Conciliar Edict of 1166 // Dumbarton Oaks Papers. 1963. Vol. 17. P. 315–330.

Podolak P., Zago A. Ugo Eteriano e la controversia cristologica del 1166: Edizione dell’opuscolo de minoritate // REB. 2016. Vol. 74. P. 93–150.

Sidéris G. Ces gens ont raison: La controverse christologique de 1165–1166, la question des échanges doctrinaux entre l’Occident latin et Byzance et leur portée politique // Cahiers de recherches médiévales et humanistes. 2012. Vol. 24. P. 173–195.

Σάκκος Σ. Ν. «῾Ο Πατήρ μου μείζων μού ἐστιν». Ἔρίδαι καὶ σύνοδοι κατὰ τόν IB’ αἰώνα. Θεσσαλονίκη: [χ.ό.], 1968.

Stiglmayr J. Athanase (Le prétendu symbole d’-) // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. T. 4. Paris: Letouzey et Ané, 1930. Col. 1341–1348.

Swainson C. A. The Nicene Creed and the Apostles’ Creed. London: John Murray, 1875.

Thetford G. The Christological Councils of 1166 and 1170 in Constantinople // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1987. Vol. 31. P. 143–161.

Загрузки

Опубликован

2019-08-15

Как цитировать

Коробов, В. С. (2019). Христологический спор в Византии относительно Ин. 14, 28 в XII веке. Метафраст, (2 (2), 77–94. https://doi.org/10.31802/2658-770X-2019-2-2-77-94

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)