Интерпретация ветхозаветного сюжета «Победа Давида над Голиафом» в декоративной живописи Италии XV века

Авторы

  • Пивень М. Г. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-9-23

Ключевые слова:

образ Давида, иконография сюжетов Ветхого Завета, визуализация библейских мотивов, искусство Италии эпохи Возрождения, декоративная живопись кватроченто

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению трактовки ветхозаветного сюжета победы Давида над Голиафом (Первая книга Царств) в живописных произведениях художников Италии XV в. Автор сосредоточивает внимание на декоративных композициях повествовательного характера, выполненных Пезеллино, Джованни ди Сер Джованни (по прозвищу Скеджа) и Андреа дель Кастаньо. Живописные образы рассмотрены в контексте культурных тен­денций и идеалов эпохи Возрождения, а также в контексте параллельно развивающейся изобразительной традиции представления библейского героя в статуарной пластике. В статье уделено внимание источникам иконографии декоративных росписей — сред­невековой книжной миниатюре, произведениям декоративно-прикладного искусства Византии, а также текстовым источникам, обусловившим смысловое прочтение обра­за, в частности Псалтири. В декоративных росписях мастера предпринимают попытки адаптировать сложившиеся в миниатюре иконографические типы к формату многофи­гурной картины.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Ames- Lewis F. Francesco Pesellino's «Story of David» panels in the National Gallery // Biuletyn historii sztuki. 2000. Vol. 62. P. 189-203.

Barolsky P. The Significant Form of Castagnos ‘s «David» // Notes in the History of Art. 1989. Vol. 8. № 2. P. 19-20.

Blake McHam S. Donatello's Bronze «David» and «Judith» as Metaphors of Medici Rule in Florence // The Art Bulletin. 2001. Vol. 83. № 1. P. 32-47.

Butterfield A. New Evidence for the Iconography of David in Quattrocento Florence // I Tatti Studies in the Italian Renaissance. 1995. Vol. 6. P. 115-133.

Cutler A., Oikonomides N. An Imperial Byzantine Casket and Its Fate at a Humanist's Hands // The Art Bulletin. 1988. Vol. 70. № 1. P. 77-87.

Dunlop A. Parading David // Art History. 2012. Vol. 35. № 4. P. 682-701.

Freedman L. Mercury a la David in Italian Renaissance Art // Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia. 2011. Vol. 3. № 1. P. 135-157, 281-284.

Haitovsky D. The Sources of the Young David by Andrea del Castagno // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1985. Bd. 29. № 1. S. 174-182.

Leader R. E. The David Plates Revisited: Transforming the Secular in Early Byzantium // The Art Bulletin. 2000. Vol. 82. № 3. P. 407-427.

Olszewski E. J. Prophecy and Prolepsis in Donatello's Marble «David» // Artibus et Historiae. 1997. Vol. 18. № 36. P. 63-79.

Virtu d'Amore. Pittura nuziale nel quattrocento fiorentino. Exh. cat. Florence: Giunti, 2010.

Wong G. T. K. A Farewell to Arms: Goliath's Death as Rhetoric Against Faith in Arms // Bulletin for Biblical Research. 2013. Vol. 23. № 1. P. 43-55.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Пивень, М. Г. . (2020). Интерпретация ветхозаветного сюжета «Победа Давида над Голиафом» в декоративной живописи Италии XV века. Вестник церковного искусства и археологии, (1 (2), 9–23. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-9-23