Особенности развития иконографии апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в.: восточнохристианские традиции и европейские истоки

Авторы

  • Мелих Анастасия Михайловна Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2023.7.1.002

Ключевые слова:

иконография Апокалипсис, монументальная живопись, западноевропейская гравюра, Позднее Средневековье, эпоха митрополита Макария

Аннотация

Основная цель статьи — проследить этапы развития иконографии новозаветного Апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в., выделить предпосылки обращения к новой для данного периода теме. В частности, дать систематическое описание сюжетов, обозначить преемственность иконографических форм, а также осмыслить место апокалиптических композиций в общем контексте монументальной живописи этого периода. Рассматриваемое явление в Позднем Средневековье представлено как синтеза восточной иконографии с элементами западной традиции в церковном искусстве. Именно поэтому наиболее важный вопрос в изучении сюжетов, иллюстрирующих Апокалипсис, заключается в выявлении происхождения каждой композиции и характерных ее особенностей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мелих Анастасия Михайловна, Московская духовная академия

магистр педагогического образования
аспирант кафедры истории и теории церковного искусства МДА

Библиографические ссылки

Апокалипсис (л.), сер. XIII в. // Библиотека РАН. Собр. Н. К. Никольского. 1.

Апокалипсис с толкованием, 1422 г. // Национальная библиотека Франции, Paris. Vod. gr. 239.

Лицевой Апокалипсис, IX в. // Городская библиотека Трира, Ms. 31.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ГИМ. ОР. Хлуд. №7д.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РНБ. Солов. № 58.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 98 (Егоров). № 1844–

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 466 (Егерев). № 6.

Лицевой Апокалипсис, XVII в. // Библиотека Чикагского университета, Ms. 931 (Elizabeth Day McCormick Apocalypse).

Отчет о реставрации живописи XVII в. в западной паперти Успенского собора Московского Кремля. 1978 г. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1980. Д. 24.

Отчет о реставрационных работах, выполненных в Грозненской галерее Благовещенского собора Московского Кремля. 1950 г. /ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1950. Д. 30.

Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М.: Искусство, 1964.

Алексеев А. А., Лихачев О. П. К текстологической истории древнеславянского Апокалипсиса // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР, 1985. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. Вып. 3.

Анкудинова Е. А. Живопись святых ворот ярославского Спасского монастыря // Краеведческие записки / Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Ярославль, 1984. Вып. 5/6. С. 82–88.

Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX век / сост. Ф. И. Буслаев. М.: Синодальная типография, 1884.

Бузыкина Ю. Н. Персонификации в «Апокалипсисе» в паперти Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о классических мотивах в древнерусском искусстве // XXII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сб.ст.Ярославль: Ярославский худож. музей, 2018. С. 15–30.

Журавлева И. А. Благовещенский собор Московского Кремля / под ред. И. А. Журавлевой М.: Художник и книга, 2012.

Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля.К 500-летию уникального памятника русской культуры / И.Я.Качалова,Н.А. Маясова, Л. А. Щенникова. М.: Искусство, 1990.

Качалова И. Я. Апокалипсис в стенописи Благовещенского собора // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 30–53.

Качалова И. Я. Икона «Апокалипсис» в Успенском соборе Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия: [Сб. статей]. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 240–253.

Квливидзе Н. В., Турилов А. А. Иллюстрации к Библии // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 119.

Квливидзе Н. В. Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария // Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 28–47.

Косякова В. А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света / Валерия Косякова. М.: АСТ, 2018.

Крылов А. К. Особенности росписи первой половины XVI века в Рождественском соборе можайского Лужецкого монастыря // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга: [Б. и.], 1989. С. 41–44.

Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII–XIV веков. Каталог коллекции Гос. Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011.

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961.

Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

Небольсин А. С., Ианнуарий (Ивлев), архимандрит, Никитина Т. Л., Грибов Ю. А., Качалова И. Я. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 705–745.

Гиппиус А. А. Новые данные о пономаре Тимофее — новгородском книжнике середины XIII век // Информационный бюллетень Международнаой ассоциации по изучению и распространению славянских культур (МАИРСК). Вып. 25. М., 1992. С. 59–86.

Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки / под ред.А.А. Турилова. Составители Т. В.Анисимова и др.; Авторы статей С. П. Бавин, Г. В. Попов. М.: Индрик, 1995.

Подковырова В. Г. Проблема описания лицевых старообрядческих Апокалипсисов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи»,

–29 июня 2001 г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2001. С. 297–303.

Подковырова В. Г. Стенопись монастырей Афона и иконография русских лицевых Апокалипсисов // Афон и славянский мир.Сборник 1.Материалы международной научной конференции,посвящённой 1000-летию присутствия русских на Святой горе.Святая

гора Афон : Изд-во. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2014. С. 292–314.

Подковырова В. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века: научный каталог / В. Г. Подковырова; Библиотека РАН. M.; CПб.: Альянс-Архео, 2016. (Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10. Вып. 2).

Послания Иосифа Волоцкого /подг.текста А.А.Зимина,Я.С.Лурье. М.; Л.:Изд-во АНСССР, 1959.

Сарабьянов В. Д. Росписи собора Рождества Богородицы можайского Лужецкого монастыря и их место в искусстве эпохи Ивана Грозного // Искусство христианского мира: сборник статей. Вып. 9. М.: ПСТГУ, 2005. С. 113–133.

Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи.М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Словарь русских иконописцев XI–XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009.

Соколова Г. С. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. Фрески Феодосия 1508 г. Л.: Аврора, 1969.

Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М.: РГГУ, 2011.

Турилов А. А. Древнейший южнославянский письмовник третьей четверти XIV в. // Русский феодальный архив XIV —первой трети XVI в. (РФА).М., 1987.Вып. 3.С. 556–559.

Флайер М. К. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля// Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2003. С. 178–187.

Чилингиров А. А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства / пер. с болг. Г. В. Попова // ДРИ: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. Т. 9. С. 325–342.

Чинякова Г. П. О развитии иконографии русского лицевого Апокалипсиса XVI века // Традиции и современность. М., 2013. №14. С. 119–135.

Чинякова Г. П. К вопросу о сложении иконографии русского лицевого Апокалипсиса в XVI веке // Герменевтика древнерусской литературы. М.: [Б. и.], 2014. Вып. 16–17. С. 1032–1064.

Чинякова Г. П., Николай (Погребняк), епископ, Гамлицкий А. В. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись: альбом-каталог. М.: БуксМАрт, 2018.

Эко У. Эволюция средневековой эстетики / пер. с ит. Ю. Н. Ильина в обраб. и под ред. Е. Ю. Козиной и И. А. Доронченкова; пер. с лат. А. С. Струковой. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.

Castelfranchi L. Giusto de’ Menabuoi. Milano, 1966.

Giusto de’ Menabuoi nel battistero di Padova / A cure di A. M. Spiazzi. Trieste, 1989.

Heinsius M. Der Paradies garten der Herrad von Landsberg: ein Zeugnismittelterlicher Kulturund Geis-tesgeschichtein im Elsass. P.: Alsati, 1968.

Richard Laufner, Peter K Klein, Gunther Franz Die Trierer Apokalypse: Codex 31. Stadtbibliothek Trier / Stadtbibliothek Trier. Graz: Akademische Druck-und Verlagsanstalt, 2001. (Glanzlichter der Buchkunst, Bd. 10).

The Elizabeth Day McCormick Apocalypse / ed. H. R. Willoughby, E. C. Colwell. Vol. 1. A Greek corpus of revelation iconography / H. R. Willoughby. Chicago: University of Chicago Press, 1940.

Загрузки

Опубликован

2023-07-04

Как цитировать

Мелих, А. М. (2023). Особенности развития иконографии апокалипсиса в монументальной живописи Руси XVI в.: восточнохристианские традиции и европейские истоки. Вестник церковного искусства и археологии, 7(1), 37–68. https://doi.org/10.31802/BCAA.2023.7.1.002

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство