The Features of the Apocalypse Iconography Development in the Russian Monumental Painting of the XVI Century: Eastern Christian Traditions and European Origins

Authors

  • Melikh Anastasia M. Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2023.7.1.002

Keywords:

iconography of the Apocalypse, monumental painting, Western European engraving, the Late Middle Ages, the era of Metropolitan Macarius

Abstract

The main purpose of the article is to trace the development stages of the New Testament Apocalypse iconography in the Russian monumental painting of the XVI century, to single out the factors of forming a topic, new for this period. In particular, to give a systematic description of the plots, to identify the continuity of iconographic forms, as well as to comprehend the place of apocalyptic compositions in the general context of monumental painting of this period. In the Late Middle Ages the reviewed subject is presented in the church art as the synthesis of Eastern iconography with elements of Western tradition. That is the reason why the most important issue in the study of plots illustrating the Apocalypse lies in discovering the origin of each composition and its characteristic features.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Melikh Anastasia M., Moscow Theological Academy

MA of Teacher Education Postgraduate

Student of the Department of History and Theory of Church Art at the Moscow Theological Academy

References

Апокалипсис (л.), сер. XIII в. // Библиотека РАН. Собр. Н. К. Никольского. 1.

Апокалипсис с толкованием, 1422 г. // Национальная библиотека Франции, Paris. Vod. gr. 239.

Лицевой Апокалипсис, IX в. // Городская библиотека Трира, Ms. 31.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ГИМ. ОР. Хлуд. №7д.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РНБ. Солов. № 58.

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 98 (Егоров). № 1844–

Лицевой Апокалипсис (л.), XVI в. // ОР РГБ. Ф. 466 (Егерев). № 6.

Лицевой Апокалипсис, XVII в. // Библиотека Чикагского университета, Ms. 931 (Elizabeth Day McCormick Apocalypse).

Отчет о реставрации живописи XVII в. в западной паперти Успенского собора Московского Кремля. 1978 г. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1980. Д. 24.

Отчет о реставрационных работах, выполненных в Грозненской галерее Благовещенского собора Московского Кремля. 1950 г. /ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20. Оп. 1950. Д. 30.

Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М.: Искусство, 1964.

Алексеев А. А., Лихачев О. П. К текстологической истории древнеславянского Апокалипсиса // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР, 1985. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. Вып. 3.

Анкудинова Е. А. Живопись святых ворот ярославского Спасского монастыря // Краеведческие записки / Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Ярославль, 1984. Вып. 5/6. С. 82–88.

Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX век / сост. Ф. И. Буслаев. М.: Синодальная типография, 1884.

Бузыкина Ю. Н. Персонификации в «Апокалипсисе» в паперти Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о классических мотивах в древнерусском искусстве // XXII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сб.ст.Ярославль: Ярославский худож. музей, 2018. С. 15–30.

Журавлева И. А. Благовещенский собор Московского Кремля / под ред. И. А. Журавлевой М.: Художник и книга, 2012.

Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля.К 500-летию уникального памятника русской культуры / И.Я.Качалова,Н.А. Маясова, Л. А. Щенникова. М.: Искусство, 1990.

Качалова И. Я. Апокалипсис в стенописи Благовещенского собора // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 30–53.

Качалова И. Я. Икона «Апокалипсис» в Успенском соборе Московского Кремля // Московский Кремль XV столетия: [Сб. статей]. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 240–253.

Квливидзе Н. В., Турилов А. А. Иллюстрации к Библии // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 119.

Квливидзе Н. В. Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария // Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. № 1. С. 28–47.

Косякова В. А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света / Валерия Косякова. М.: АСТ, 2018.

Крылов А. К. Особенности росписи первой половины XVI века в Рождественском соборе можайского Лужецкого монастыря // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга: [Б. и.], 1989. С. 41–44.

Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII–XIV веков. Каталог коллекции Гос. Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011.

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961.

Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

Небольсин А. С., Ианнуарий (Ивлев), архимандрит, Никитина Т. Л., Грибов Ю. А., Качалова И. Я. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 705–745.

Гиппиус А. А. Новые данные о пономаре Тимофее — новгородском книжнике середины XIII век // Информационный бюллетень Международнаой ассоциации по изучению и распространению славянских культур (МАИРСК). Вып. 25. М., 1992. С. 59–86.

Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки / под ред.А.А. Турилова. Составители Т. В.Анисимова и др.; Авторы статей С. П. Бавин, Г. В. Попов. М.: Индрик, 1995.

Подковырова В. Г. Проблема описания лицевых старообрядческих Апокалипсисов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи»,

–29 июня 2001 г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2001. С. 297–303.

Подковырова В. Г. Стенопись монастырей Афона и иконография русских лицевых Апокалипсисов // Афон и славянский мир.Сборник 1.Материалы международной научной конференции,посвящённой 1000-летию присутствия русских на Святой горе.Святая

гора Афон : Изд-во. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, 2014. С. 292–314.

Подковырова В. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века: научный каталог / В. Г. Подковырова; Библиотека РАН. M.; CПб.: Альянс-Архео, 2016. (Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10. Вып. 2).

Послания Иосифа Волоцкого /подг.текста А.А.Зимина,Я.С.Лурье. М.; Л.:Изд-во АНСССР, 1959.

Сарабьянов В. Д. Росписи собора Рождества Богородицы можайского Лужецкого монастыря и их место в искусстве эпохи Ивана Грозного // Искусство христианского мира: сборник статей. Вып. 9. М.: ПСТГУ, 2005. С. 113–133.

Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи.М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Словарь русских иконописцев XI–XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009.

Соколова Г. С. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. Фрески Феодосия 1508 г. Л.: Аврора, 1969.

Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М.: РГГУ, 2011.

Турилов А. А. Древнейший южнославянский письмовник третьей четверти XIV в. // Русский феодальный архив XIV —первой трети XVI в. (РФА).М., 1987.Вып. 3.С. 556–559.

Флайер М. К. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля// Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2003. С. 178–187.

Чилингиров А. А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства / пер. с болг. Г. В. Попова // ДРИ: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. Т. 9. С. 325–342.

Чинякова Г. П. О развитии иконографии русского лицевого Апокалипсиса XVI века // Традиции и современность. М., 2013. №14. С. 119–135.

Чинякова Г. П. К вопросу о сложении иконографии русского лицевого Апокалипсиса в XVI веке // Герменевтика древнерусской литературы. М.: [Б. и.], 2014. Вып. 16–17. С. 1032–1064.

Чинякова Г. П., Николай (Погребняк), епископ, Гамлицкий А. В. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись: альбом-каталог. М.: БуксМАрт, 2018.

Эко У. Эволюция средневековой эстетики / пер. с ит. Ю. Н. Ильина в обраб. и под ред. Е. Ю. Козиной и И. А. Доронченкова; пер. с лат. А. С. Струковой. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.

Castelfranchi L. Giusto de’ Menabuoi. Milano, 1966.

Giusto de’ Menabuoi nel battistero di Padova / A cure di A. M. Spiazzi. Trieste, 1989.

Heinsius M. Der Paradies garten der Herrad von Landsberg: ein Zeugnismittelterlicher Kulturund Geis-tesgeschichtein im Elsass. P.: Alsati, 1968.

Richard Laufner, Peter K Klein, Gunther Franz Die Trierer Apokalypse: Codex 31. Stadtbibliothek Trier / Stadtbibliothek Trier. Graz: Akademische Druck-und Verlagsanstalt, 2001. (Glanzlichter der Buchkunst, Bd. 10).

The Elizabeth Day McCormick Apocalypse / ed. H. R. Willoughby, E. C. Colwell. Vol. 1. A Greek corpus of revelation iconography / H. R. Willoughby. Chicago: University of Chicago Press, 1940.

Published

2023-07-04

How to Cite

Melikh А. М. (2023). The Features of the Apocalypse Iconography Development in the Russian Monumental Painting of the XVI Century: Eastern Christian Traditions and European Origins. Church Art and Archaeology Review, 1(7), 37–68. https://doi.org/10.31802/BCAA.2023.7.1.002