Неизвестные провинциальные церковные росписи XIX — начала XX века по знаменитым столичным образцам

Авторы

  • Павлова А.Л. Российская Академия художеств

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2020.4.3.002

Ключевые слова:

церковная стенопись Нового времени, столичные образцы, провинциальный академизм XIX — начала XX вв.

Аннотация

На примере неизвестных церковных росписей в статье анализируется восприятие прославленных столичных произведений в провинции. Значительный объём фактического материала по церковным росписям, накопленный за время экспедиционных поездок в регионы России, позволил сделать некоторые обобщающие заключения по поводу интереса регионального церковного искусства к творчеству столичных мастеров. Рассмотрен процесс усвоения отечественного академического наследия через отдельные картины, росписи и иконы, выбор которых отразил религиозное мировоззрение заказчиков и художников в ряде губерний Центральной России — Владимирской, Калужской, Рязанской и Тверской. Провинциальные церковные мастера решали сложнейшие художественные задачи перевода станковых картин в статус монументальной живописи, а конкретнее — графических произведений в архитектурные формы. Перевоплощение образца из отдельной работы в часть архитектурного пространства заставляет говорить о провинциальных росписях на темы известных столичных произведений как на художественный феномен. Ряд провинциальных памятников впервые введён в научный оборот. В статье выявлены столичные произведения, получившие наибольшее распространение в провинции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Источники

Арзамас: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. А. Л. Гельфонд. Нижний Новгород: Кварц, 2013.

Балахнинский район: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. Е. В. Ходаковский. Нижний Новгород: Кварц, 2011.

Городецкий район: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. А. В. Лисицына. Нижний Новгород: Кварц, 2011.

Лысковский район: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. А. Л. Гельфонд. Нижний Новгород: Кварц, 2016.

Павловский район: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. А. В. Лисицына. Нижний Новгород: Кварц, 2015.

Собор святого равноапостольного князя Владимира в Киеве. Киев: С. В. Кульженко, 1898.

СПАМИР. Владимирская область / отв. ред. А. Е. Гриц. Ч. 2. М.: Наука, 2009.

СПАМИР. Владимирская область / отв. ред. А. Е. Гриц. Ч. 3. М.: Индрик, 2017.

СПАМИР. Рязанская область: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / отв. ред. В. И. Колесникова. Ч. 1. М.: Индрик, 2012.

СПАМИР. Тверская область / отв. ред. Г. К. Смирнов. Ч. 2. М.: Наука, 2006.

СПАМИР. Тверская область / отв. ред. Г. К. Смирнов. Ч. 3. М.: Индрик, 2013.

СПАМИР. Тверская область / отв. ред. Г. К. Смирнов. Ч. 4. М.: Индрик, 2015.

Литература

Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века. М.: Северный паломник, 2008.

Бусева-Давыдова И. Л. Иконопись и монументальная церковная живопись // История русского искусства в 22 т. Т. 17: Искусство 1880–90-х годов / отв. ред. С. К. Лащенко. М.: Северный паломник, 2014. С. 296–317.

Гамлицкий А. В. Роспись Кронштадтского Морского собора (1913, 2011) // Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. XI Филевские чтения. Тезисы научной конференции, 24–26 декабря 2012 года. М.: ЦМиАР, 2012. С. 11–14.

Гамлицкий А. В. Взаимодействие византийского стиля и стиля модерн в росписи Кронштадтского Морского собора // Материалы международной конференции «Русский модерн». М.: [б. и.], 2014. С. 3–22.

Гусакова В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX — начала XX века. СПб.: Аврора, 2008.

Даен М. Е. Академик живописи портретной и исторической Платон Семёнович Тюрин. Вологда: Древности Севера, 2017.

Мирошина Е. О. Монументальная церковная живопись рубежа XIX–XX столетий. Национальное своеобразие и процессы стилеобразования: диссертация кандидата искусствоведения. М.: [б. и.], 2016.

Павлова А. Л. Евангелисты В. Л. Боровиковского как образец для церковных росписей XIX века в Тверской области // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. № 8. С. 223–231.

Павлова А. Л. Лик русского стиля. Образ преподобного Сергия Радонежского в программах росписей второй половины XIX — начала XX веков // Русское искусство / глав. ред. О. В. Костина. 2014. № 2 (42). С. 44–53.

Павлова А. Л. Монументальная живопись конца XVIII — начала XX веков в Калужской области по материалам экспедиций 2004–2007 годов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства / отв. ред. Е. Щеболева. 2010. Вып. 8. С. 553–559.

Павлова А. Л. Немецкие гравированные Библии в русских церковных росписях XIX века // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы. 2017. № 21 (37). С. 294–306.

Павлова А. Л. Сукромы. Тихвинская церковь // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч. 2. М., 2006. С. 500–512.

Павлова А. Л. Сюжеты из русской истории в провинциальных церковных росписях последней трети XIX — начала XX веков // Традиции и современность. Журнал института этнологии РАН / глав. ред. О. В. Кириченко. 2013. № 14. С. 92–104.

Павлова А. Л. Усолье. Казанская церковь // СПАМИР. Владимирская область. Ч. 3. С. 275–279.

Павлова А. Л. Церковные росписи XIX в. в России: отражение столичных стилистических процессов в многообразии направлений провинциальной монументальной живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2012. № 2. С. 420–428.

Павлова А. Л., Смирнов Г. К. Церковь Рождества Богородицы в селе Салтыково // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII–XX века / отв. ред. Е. Щеболева. 2010. Вып. 8. С. 498–499.

Юденкова Т. В. Илья Репин. М.: Изобразительное искусство, 2005.

Загрузки

Опубликован

2020-10-15

Как цитировать

Павлова , А. Л. . (2020). Неизвестные провинциальные церковные росписи XIX — начала XX века по знаменитым столичным образцам. Вестник церковного искусства и археологии, 4(3), 28–50. https://doi.org/10.31802/BCAA.2020.4.3.002

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Категории