Неизвестные провинциальные церковные росписи XIX — начала XX веков по знаменитым столичным образцам

Авторы

  • Павлова А. Л.

DOI:

https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-93-109

Ключевые слова:

резная деревянная скульптура, церковная пластика, Распятие, Усекновенная глава Иоанна Предтечи, Рязанская, Калужская, Владимирская, Тверская область.

Аннотация

На примере неизвестных церковных росписей в статье анализируется восприятие прославленных столичных произведений в провинции. Значительный объём фактического материала по церковным росписям, накопленный за время экспедиционных поездок в регионы России, позволил сделать некоторые обобщающие заключения по поводу интереса регионального церковного искусства к творчеству столичных мастеров. Рассмотрен процесс усвоения отечественного академического наследия через отдельные картины, росписи и иконы, выбор которых отразил религиозное мировоззрение заказчиков и художников в ряде губерний Центральной России — Владимирской, Калужской, Рязанской и Тверской. Провинциальные церковные мастера решали сложнейшие художественные задачи перевода станковых картин в статус монументальной живописи, а конкретнее — графических произведений в архитектурные формы. Перевоплощение образца из отдельной работы в часть архитектурного пространства заставляет говорить о провинциальных 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Павлова А. Л.

кандидат искусствоведения, заведующая отделом словаря художников НИИ РАХ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания

Библиографические ссылки

Василенко В. М. О содержании в русском крестьянском искусстве // Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1971. С. 178.

Клокова Г. С. Храмовый резной образ «Усекновенной главы Иоанна Предтечи» из с. Бабурино // Россия и восточно-христианский мир. Средневековая пластика.

Древнерусская пластика [Сб. ст.] / редактор-составитель А. В. Рындина. М.: Индрик, 2003. Вып. IV. С. 184-200.

Искусство Рязанских земель [Альбом-каталог] / ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. М.: Сорек, 1993.

Павлова А. Л. Иконостас Троицкого храма с. Осечно Вышневолоцкого района Тверской области // Деревянная культовая скульптура. Проблемы хранения, изучения, реставрации. Международная научно-практическая конференция. М.: МГАУ, 2011. С. 152-158.

Пуцко В. Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв. // Русское церковное искусство Нового времени / отв. ред. А. В. Рындина. М.: Индрик, 2004. С. 81-94.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

Павлова, А. Л. . (2020). Неизвестные провинциальные церковные росписи XIX — начала XX веков по знаменитым столичным образцам. Вестник церковного искусства и археологии, (1 (2), 93–109. https://doi.org/10.31802/2658-5111-2020-1-2-93-109

Выпуск

Раздел

Скульптура в церковном искусстве

Категории