Програмные основы росписи алтаря церкви Новая Токали Килиси. О причинах появления в алтарных росписях сюжетов из Священного Писания
DOI:
https://doi.org/10.31802/BCAA.2022.6.1.002Ключевые слова:
иконография, византийская монументальная живопись, алтарные росписи, литургические сюжеты, византийское богослужениеАннотация
Формирование литургической программы монументальной декорации византийского храма средневизантийского периода отразилось во включении в алтарные росписи тем и сюжетов, связанных с богослужением. Настоящая статья посвящена исследованию литургических обстоятельств, обусловивших появление в росписи центрального алтаря церкви Новая Токали Килисе цикла евангельских сюжетов. Все представленные композиции относятся к Страстному циклу. В конхе центральной апсиды находится сцена Распятия развернутого иконографического извода, ниже на стене расположены Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение в виде Сошествия во ад и Явление ангела женам мироносицам. В центре между композициями находился образ св. Василия Великого. Тему страданий Спасителя и его Воскресения предвозвещают пророки Иеремия и Иезекииль, изображения которых помещены на склонах алтарной арки перед апсидой. Представленные в алтаре композиции соответствуют событиям, перечисляемым в тексте анафоры Василия Великого, являясь его живописным воплощением. Святитель, один из Великих Каппадокийцев, особо почитался составителями программы росписи Новой Токали, поместивших в наосе его житийный цикл. Анализ программы декорации центральной апсиды церкви Новой Токали Килисе свидетельствует о том, что уже в македонскую эпоху, задолго до появления в росписях иллюстративных литургических циклов, формируется структура алтарной декорации, соответствующая структуре богослужебного чина, раскрывающая в образах тему принесения евхаристической жертвы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Амиранашвили Ш. Хахульский триптих. Тбилиси: Хеловнеба, 1972.
Беручашвили H., Бичикашвили И. Новая атрибуция креста Квирике хахульского складня // Византийский временник. 2002. Вып. 61(86). С. 172–184.
Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М.: Мартис, 1995.
Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (Анафора): Опыт историко-литургического анализа. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1908.
Квливидзе Н. В. Роспись церкви Мерьемана в Гёреме (капелла 33): формирование ктиторских программ в монастырском искусстве Каппадокии // Российское византиноведение. Традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. М.: Московский университет, 2011. С. 112–114.
Лявданский А. К. Иеремии пророка книга // ПЭ. Т. 21. М., 2009. С. 261–278.
Розанов Н. П. Книга пророка Иеремии // Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 6. СПб.: [Б.и.] (Беспл. прил. к ж. «Странник»), 1909. С. 1–152.
Тетерятникова Н. Б. Двойная алтарная преграда Новой церкви Токали в Каппадокии // Иконостас: Происхождение,развитие,символика / сост.А.М.Лидов.М., 2000.С. 118–133.
Успенский Н. Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // БТ. 1975. Сб. 13. С. 40–147.
Bernardini L. Les donateures des églises de Cappadoce // Byzantion. 1992. Vol. 62. P. 118–140.
Cormack R. Byzantine Cappadocia: The Archaic Group of Wall-Paintings // Journal of the Archaeological Association. 3rd series. 1967. Vol. 30. P. 19–36.
Delehaye H. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Bruxelles: Apud Socios Bollandianos, 1902.
Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. Boston, 1955.
Jerphanion G. de. Une nouvelle province de l’art Byzantin. Les églises rupestres de Capadoce. Vol. 1. Paris: P. Geuthner, 1925.
Jolivet-Levy C. Aspects de la relation entree space liturgique et décor peint a Byzance // Art, Cérémonial et Liturgie au Moyen Âge. Roma: Viella, 2002. P. 71–88.
Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’apside et de ses abords. Paris: Éd. du Centre nat. de la rech. sci., 1991.
Ousterhout R. A Bizantine settlement in Cappadocia. Washington, D.C., 2005. (Dumbarton Oaks Studies, XLII).
Restle M. Studien zur fruehbyzantinischen Architektur Kappadokiens. Vienne: Oesterreichische Akademie der Wissenschaften, 1979. (Philosophisch-Historische Klasse Denkschriften; Bd. 138).
Rodley L. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
Stefanescu J. D. L’illustration des liturgies dans l’art de Byzance et de ’Orient. Brussels: Institut de Philologie et d’Histoire Orientales, 1936.
Taft R. F. The Great Entrance a History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites. Roma: Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1978. (A History of the Liturgy of st. John Chrysostom, vol. 2).
Taft R. F. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Office and its Meaning for Today. Second Revised Edition. Collegeville, MN: Liturgical Press, 1993.
Teteriatnikov N. The Liturgical Planing of Byzantine churches in Cappadocia. Rome: Pontificio istituto orientale, 1996.
Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen Âge. Turnhout: Brepols Publ., 2002.
Thierry N. La peinture de Cappadoce au Xe siècle. Recherches sur les commanditaires de la Nouvelle Eglise de Tokali et autres monuments // Constantine VII Porphyrogenitus and His Age. Second International Byzantine Conference. Delphi, 22–26 July 1987. Athens: European Cultural Center of Delphi Publ., 1989. P. 217–233.
Walter С. La place des évêques dans le décor des absides byzantines // Révue de l’art. 1974.
P. 81–89.1
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.