К вопросу о богословско-дидактических иконах эпохи митрополита Макария

Авторы

  • Самойлова Татьяна Евгеньевна Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BCAA.2021.5.1.001

Ключевые слова:

антилатинская полемика, догматы православия, икона, иконографическая программа, новации, святоотеческие тексты

Аннотация

Статья посвящена анализу новаторских образов знаменитой «Четырёхчастной» иконы XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля и её связи с современной ей богословской полемикой. Автор показывает, что в иконографической программе «Четырёхчастной» заложена скрупулёзно проработанная троичная тема как отражение антилатинской полемики. Она позволяет уверенно говорить не об искажении традиционного понимания образа, а об обогащении системы в целом, где традиционный образ сохраняет своё высокое положение, но наряду с ним возникают концептуальные произведения. Все иконографические новации основаны на святоотеческих или литургических текстах
и синтезируют в себе иконографические поиски византийско-балканской традиции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Самойлова Татьяна Евгеньевна , Московская духовная академия

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств
119034. Москва, ул. Пречистенка, 21
старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
119017 Москва, Лаврушинский пер., 10
tsamol@ mail.ru

Библиографические ссылки

Московские соборы на еретиков XVI века. Воспрос (sic. — Прим. ред.) дьяка Ивана Михайлова [Висковатого] о сотворении небесе и земли, и о Ветхаго деньми, и что во ангельском образе пишут Господа, а пророк о том вопиет: «Словесем Господним небеса утвердишася и Духом Его вся сила их», и о том ответ // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1847. № 3. Ч. II: Материалы отечественные. С. 3–8.

Маркина Н. Ю. «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство / ред.-сост. А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 285.

Московские соборы на еретиков XVI века. Жалобица благовещенского попа Селивестра // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1847. № 3. Ч. II: Материалы отечественные. С. 18–21.

Московские соборы на еретиков XVI века. Покаяние и ответ дьяка Ивана Михайлова // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1847. № 3. Ч. II: Материалы отечественные. С. 9–14.

Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. М.: Издательский совет РПЦ, 2002.

Вилинбахова Т. Б. Святая Живоначальная Троица с деяниями. СПб.: Гранд-Холдинг, 2009.

Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1994.

Кондаков Н. П. Русская икона: в 4 т. Т. 4. Ч. 1–2. Прага: Seminarium kondakovianum, 1933.

Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV–XVII вв. Русский полуустав. М.: ГИМ, 1999.

Маркина Н. Ю. «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство / ред.-сост. А. М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 270–292.

Маркина Н. Ю. К проблеме изучения иконы «Четырехчастная»: история изучения «Дела дьяка Висковатого» и живописи грозненского времени // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. II. Материалы научной конференции 1991. М.: [АЛЕВ-В], 2000. С. 90–103.

Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М.: Наука, 1972.

Пуцко В. Г. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Государственный историко-культурный музей заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 218–235.

Редин Е. К. Христианская Топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. 1. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916.

Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. С. 164–217.

Серебрякова Е. И. О двух лицевых Индикопловах XVI в. из Музейного собрания ГИМ // И. Е. Забелин: 170 лет со дня рождения: Материалы научных чтений ГИМ, 29–31 октября 1990 г: в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. А. Д. Яновский. М., 1992. С. 70–78.

Kriza Agnes. The Russian Gnadenstuhl // Journal of the Warburg and Courtauld Insttitutes. 2016. Vol. 79. P. 79–130.

Загрузки

Опубликован

2023-04-06

Как цитировать

Самойлова, Т. Е. (2023). К вопросу о богословско-дидактических иконах эпохи митрополита Макария. Вестник церковного искусства и археологии, 1(5), 13–30. https://doi.org/10.31802/BCAA.2021.5.1.001

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Категории