История изучения алтарной монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до конца XIII в. (аспект взаимодействия литургии и искусства)
DOI:
https://doi.org/10.31802/BCAA.2022.6.1.001Ключевые слова:
историография, алтарные росписи, литургические сюжеты, монументальная живопись, раннехристианское искусство, византийское искусство, византийское богослужениеАннотация
Алтарные росписи — смысловой центр любой декоративной программы христианского храма. На разных этапах истории Церкви они всегда отражали выступавшие на первый план аспекты смысла и назначения этого сакрального пространства. В формировании и обновлении алтарных монументальных программ решающую роль играло богослужение в его историческом развитии. Теме взаимодействия литургии и искусства, как наиболее актуальной в современной науке, посвящено значительное количество публикаций. Цель настоящей статьи — представить обзор существующих искусствоведческих работ, затрагивающих отдельно или в контексте иконографических исследований вопросы интерпретации алтарных тем или сюжетов в их связи с восточнохристианским богослужением.
Скачивания
Библиографические ссылки
Восточнохристианские реликвии: [Сб. ст.] / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: [Сб. ст.] / ред.-сост. А. М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.
Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / пер.с англ.Э. С. Смирновой.ред.и сост.А. С. Преображенский.М.: Индрик, 2001.
Захарова А. В. [Рец. на:] Walter Chr. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982 // Византийский временник. 1999. № 58. С. 267–269.
Захарова А. В. [Рец. на:] Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991 // Византийский временник. 1999. № 58. С. 269–272.
Иеротопия. Исследование сакральных пространств. Материалы международного симпозиума / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Радуница, 2004.
Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси: [Сб. ст.] / ред.- сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006.
Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2009.
Икона.Мир святых образов в Византии и Древней Руси / ред.-сост.А. М. Лидов.М.: НП АКЦ «Страдиз-Аудиокнига»; «Феория», 2014.
Иконостас: происхождение-развитие-символика: [Сб.ст.] / ред.-сост.А. М. Лидов.М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Лидов А. М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия. Искусство. СПб., 1994. С. 17–35.
Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2009.
Чудотворная икона в Византии и Древней Руси: [Сб. ст.] / ред.-сост.А. М. Лидов. М.: Мартис, 1996.
Аndreev Chr. The Eucharistic Code of the Virgin Peribleptos Church in Ohrid (1294/12 95) // Palaeobulgarica. XL. 2016. № 4. P. 41–84.
Babić G. Les discussions christologiques et le decor des églises byzantines au XII siècle. Les évêques offi ciant devant l’Hetoimasie et devant l’Amnos // Frühmittelalterliche Studien. 1968. Bd. 2. S. 368–386.
Babić G., Walter C. The inscriptions upon liturgical rolls in Byzantine apse decoration // Revue des etudes byzantines.1976, Vol. 34. P. 269–280.
Belting H. An Image and Its Function in the Liturgy: the Man of Sorrows in Byzantium // D umbaron Oaks Papers. V. 34–35. 1980–1981. P. 1–16.
Belting-Ihm C. Die Programme der chr istlichen Apsismalerei vom vierten Jahrundert bis zur Mi tte des achten Jahrunderts. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GMBH, 1960.
Bréhier L. Les visions apocalyptiques dans l’art byzantin // Arta şi Arheologia. 1930. Fasc. 4. P. 1–10.
Gerstel S. I. J. Apostolic embraces in Communion scenes of Byzantine Macedonia // Cahiers archéologiques. 1996. Vol. 44. P. 141–148.
Gerstel S. I. J. Beholding the Sacred Mystery: Programs of the Byzantine Sanctuary. Seattle– London: University of Washington Press, 1999.
Gerstel S. I. J. Liturgical Scrolls in the Byzantine Sanctuary // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1994, Vol. 35. Р. 195–204.
Giordani E. Das mittelbyzantinische Ausschmückungssystem als Ausdruck eines hieratischen Bildprog ramms // Jahrbuch der österreichischen byzantinischen Gesellschaft. 1951. Bd. 1. S. 103–134.
Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures // Dumbaron Oaks Papers. 1954 . № 8. P. 161–199.
Hellemo G. Adventus Domini: Eschatological Thought in Fourth-Century Apses and Catéchèses. Leiden: Brill, 1989.
Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris: Editions du Centre national de la recherche scientifique, 1991.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.