The Phenomenon of Judas Iscariot (Based on the Story «Judas Iscariot» by L. N. Andreev)

Authors

  • Makarov Dionisiy, deacon Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/WI.2024.10.1.001

Keywords:

creativity of Leonid Nikolaevich Andreev, story «Judas Iscariot», concept of man, biblical story, the Orthodox cultural tradition

Abstract

The purpose of the article is to examine the history of creation, literary and philosophical origins, plot, figurative and symbolic system of the novel by Leonid Nikolaevich Andreev «Judas Iscariot» and to identify the artistic features of the image of Judas, the author’s concept of man in the evangelical context based on the material of this work. The basis of the research methodology is a systematic approach to the analysis of the poetics of a work of art in the context of the Orthodox cultural tradition. The plot, motives, images, and symbolism of the story are investigated and an attempt is made to identify the author’s concept of a person based on this material.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Makarov Dionisiy, deacon , Moscow Theological Academy

Doctor of Culturology, Professor of the Department of Philology of the Moscow Theological Academy

141300, Sergiev Posad, Trinity-Sergius Lavra, Academy

denis.makarov@mail.ru

References

Андреев Л. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. / тексты подгот., коммент. сост.: В. Н. Быстров и др.; ИМЛИ РАН им. А. М. Горького, Лидсский унт (Великобрита ния) [и др.]. Москва: Наука, 2007.

Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. T. 1. Рассказы 1898–1903 гг. / редкол. И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков; вступ. статья А. Богданова; сост. и подгот. текста В. Александрова и В. Чувакова; коммент. В. Чувакова. М.: Художественная литература, 1990.

Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 8 томах. СПб., 1913.

Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М.; Л.: Художественная литература, 1962.

Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святого Димитрия Ростовского. Кн. 5. Январь. М.: Ковчег, 2010.

Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев: неизданная переписка / АН СССР. ИМЛИ; под ред. И. С. Зильберштейн. М.: Наука, 1965.

Письма Леонида Андреева к М. П. Неведомскому // Искусство. 1925. № 2. С. 265–271.

Афонин Л. Н. «Исповедь» А. Аполлова как один из источников повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Андреевский сборник. Курск, 1975. С. 90–101.

Афонин Л. Н. Леонид Андреев. Орёл: Орловское книжное изд., 1959.

Бабичева Ю. В. Леонид Андреев толкует Библию // Наука и религия. 1969. № 1. С. 41–42.

Балабанова Н. Горький о правде факта и правде жизни // Творческий метод. М., 1930. — С. 291.

Безрелигиозное христианство // Православная энциклопедия. Т. 4. С. 447. URL: https://www.pravenc.ru/text/77816.html#part_2 (дата обращения: 11.01.2023).

Волжский В. Литературные письма. О голосах критики по поводу «Жизни Василия Фивейского» Леонида Андреева // Голос юга. 1904. 14 дек. № 9. С. 1.

Вологина О. В. Творчество Леонида Андреева в контексте европейской литературы конца XIX — начала XX веков: дис. канд. филол. наук. Орёл, 2003.

Волошин М. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева // М. Волошин. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, С. 450–456. (Лит. памятники). URL: http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0180.shtml (дата обращения: 11.01.2023).

Волошин М. «Елеазар», рассказ Леонида Андреева. Лики творчества // Волошин М. Проза 1906–1916. Очерки, статьи, рецензии. М.: Эллис Лак, 2003. С. 39−48.

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 томах. Том 8. Критические и публицистические статьи (1831–1836, 1845–1850). Ленинград: Академия наук СССР, 1952 С. 434. URL: http://n vgogol.ru/books/item/f00/

s00/z0000019/st007.shtml (дата обращения: 12.01.2023).

Гусева Т. К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева // Вестник Московского гос. Гуманитарного унта им. М. А. Шолохова. Серия «Филологические науки». 2012. № 2. С. 14–26.

Демидова С. А. Леонид Андреев: писательфилософ (реконструкция «архива эпохи») // Культурология. 2009. № 1 (48). С. 127–135.

Жизнь и труды апостолов К.: Типография КиевоПечерской Лавры, 2012. URL: https://azbyka.ru/days/svlazar chetverodnevnyj (дата обращения: 11.01.2023).

Заяц С. М. Леонид Андреев как темносветлый лик Серебряного века // Вестник славянских культур. 2017. Т. 46. С. 185–191.

Зеленцова С. В.; Михеичева Е. А.Преодоление смерти: литературный эксперимент Л. Н. Андреева и Х. Л. Борхеса // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 215. 2017. С. 118,121.

Иванов-Разумник Р. В. О смысле жизни. СПб., 1908. С. 155.

Иезуитова Л. А. «Елеазар», библейский рассказ Л. Н. Андреева // Блоковский сборник XIII (Памяти В. И. Беззубова): Русская культура XX века: метрополия и диаспора. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 1996.

Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева. Л.: ЛГУ, 1976.

Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. М.: Скифы, 1991.

Келдыш В. А. О «серебряном веке» русской литературы. Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

Килияньска Оливия. Художественный текст глазами молодых: материалы конференции. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2017. Издательство: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль). С. 75, 77.

Кинхей Л. Г., Ларина Н. А. Модели «посмертного существования» в новеллистике Леонида Андреева // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2018. № 1. С. 36–40.

Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974.

Короленко В. Г. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. Петроград: Товво А. Ф. Маркс, 1914.

Крылова М. Н. Современный отечественный зомбиапокалипсис: штрихи к портрету нового литературного жанра // Филология и человек. 2018. № 2. С. 65–75.

Кулова Т. Н. Творческие искания Леонида Андреева // Критический реализм XX века и модернизм. — М., 1967.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль. М., 1990. С. 366.

Левина И. М. Гойя. Л., 1958.

Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев: неизданная переписка / АН СССР. ИМЛИ; под ред. И. С. Зильберштейн. М.: Наука, 1965.

Мережковский Д. С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991.

Минский Н. М. Абсолютная реакция: Леонид Андреев и Мережковский // Д. С. Мережковский: Pro et Contra: Антология / под ред. А. Н. Николюкина. СПб.: Изд. РХГА, 2001. (Pro et Contra (Русский путь)).

Михеечива Е. А. Мотив воскрешения в творчестве Леонида Андреева // Проблемы исторической поэтики. 2017. Том 15. № 1. С. 68–79.

Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 592

Пильский П. О Леониде Андрееве. СПб.: Прогресс, 1910.

Плешков А. А. Тропами экзистенциализма: Леонид Андреев как философский писатель // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 109–120.

Пращерук Н. В. Несостоявшийся диалог: Ф. Достоевский и Л. Андреев // Диалоги классиков — диалоги с классикой: сб. науч. ст. Вып. 4: Эволюция форм художественного сознания. Екатеринбург: Уральский ГУ, 2014. С. 345–365.

Рафикова Э. Ф., Курочкина А. В.Образы символы света и ночи в повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Литературоведение, лингвистика и коммуникативистика. Направления и тенденции современных исследований. Материалы всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции (Уфа, 16 декабря 2016 г.). Уфа: БашГУ, 2017. С. 41–42.

Реквием. Сборник Памяти Леонида Андреева. М.,1926. С. 132.

Рижский М. С. Библейские вольнодумцы. М., 1992. С. 232.

Розанов В. В. Литературные новинки («Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева). СПб.: Лань, 2013. С. 3.

Романчева Л. Ю. Аполлов // ПЭ. 2008. Т. 3. С. 65.

Рубан А. А. Мифопоэтика и интертекст прозы Л. Андреева: дис. канд. филол. наук. Харьков, 2002.

Смоголь Н. Н. Мятежный век, мятущийся дух, тревожащее слово (о новых исследованиях творчества Леонида Андреева) // Учёные записки Орловского государственного университета. № 3 (72). 2016. С. 355–356.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Пикник на обочине: Фантастическая повесть / Худож. Г. Ковенчук, Ш. Клаичю // Аврора. 1972. № 7.

Фатов Н. Н. Молодые годы Леонида Андреева. М.: Земля и фабрика, 1924.

Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913. А также: Федоров Н. Ф. Философия общего дела. В 2 х тт. М., 2003.; Федоров Н. Ф. Сочинения: в 4 кн. М.: Прогресс; Традиция, 1995–2005.

Фотиадис Д. К. Концепция личности в творчестве Л. Н. Андреева и М. А. Булгакова: художественный неомифологизм и проблема амбивалентности характера: дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2008.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем. М.: Республика, 1993

Хопко П. Ф. Основы православия. Вильнюс, 1991. С. 211.

Худзиньска-Паркосадзе А. Библейские мотивы в прозе Леонида Андреева // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 8. 2009. С. 53–58.

Цесьля Дагмара. Художественный текст глазами молодых: материалы конференции. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2017. Издательство: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль). С. 73.

Юрина Н. Г. Традиции русской апокалиптической литературы ХVIII века в «Краткой повести об антихристе» Вл. Соловьева (Соловьев и Яровский) // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4.

Published

2024-09-27

How to Cite

Makarov Д. В. (2024). The Phenomenon of Judas Iscariot (Based on the Story «Judas Iscariot» by L. N. Andreev). Word and Image: Questions of Slavonic and Russian Philology and Literature, (1 (10), 15–39. https://doi.org/10.31802/WI.2024.10.1.001