Soteriological Images, Toposes and Symbols in the Hymnography of the Sunday Octoechos
DOI:
https://doi.org/10.31802/WI.2020.2.1.002Keywords:
Octoechos, topos, symbol, image, hymnography, handwriting, gatekeepersAbstract
This article examines the soteriological images, toposes and symbols in the hym-
nography of the Sunday Octoechos. It also gives a classification of images that can be highlight-
ed in the texts of the Octoechos. In the commentary on the legal image a historical and exegeti-
cal interpretation of the term “manuscript” is given. The commentary on the image of the defeated
hell explains who the gatekeepers of hell are in various cultural traditions, and what functions
they perform.
Downloads
References
Источники
Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию (Dubia) // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 611–865.
Иероним Стридонский, блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия. М.: Кафедра библеистики МДА; «Отчий дом», 2009. (Библейская экзегетика).
Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Колоссянам // Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. Т. 11. Кн. 1. СПб.: СПбДА, 1905.
Иоанн Златоуст, свт. Четыре огласительные беседы (388 г.) 4, 21 // Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / сост., введ., перев. с древнегреч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгина. Тверь: Герменевтика, 2006.
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. М.: Благовест, 2010.
Октоих. Киев: тип. Спиридона Соболя, 1629.
Октоих. М.: изд. Московской Патриархии, 1981.
Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. М.: Издательский Совет Русской Право славной Церкви, 2004. (Творения святых отцов и учителей Церкви).
Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Колоссянам // Феодорит Кирский, блж. Творения. М.: Паломник, 2003. (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 12). С. 448–471.
Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла к Колоссянам, к Филиппийцам. М.: Правило веры, 2005.
Литература
Апокрифы Древней Руси / сocт. М. Рождественская. СПб.: Амфора, 2002.
Афанасьева Н. Е. Учебник церковнославянского языка. Долгопрудный: Новолетие, 2018.
Белова О. В. «Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах. 2008. М.: Индрик, 2009. С. 241–252.
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. 6: Книга Иова / пер. с англ., греч., лат. и сир. под ред. М. Симонетти, М. Конти; рус. изд. под ред. Ю. Н. Варзонина. Тверь: Герменевтика, 2007.
Булгакова А. А. Топика в литературном процессе. Гродно: ГрГУ, 2008.
Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.
Иванов М. С. К вопросу о богословии символа // ЖМП. 1984. No 4. C. 68–74.
Иларион (Алфеев), архиеп. Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Изд. 2-е. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2009.
Карпенко А. В. Символ. Знак. Образ // Культура народов Причерноморья. 2002. No 33. С. 186–190.
Квятковский А. П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М.: Советская Энциклопедия, 1966.
Кристианс Д. Топосы в песнопениях византийской служебной минеи и проблемы их переноса на славянскую почву. М.: Индрик, 2018.
Леонов В., свящ., Тихомиров Б. А., Пилипенко Е. А., Козлов М., прот. Искупление // ПЭ. 2011. Т. 27. С. 281–312.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 1. М.: Типография Каткова и Ко, 1860.
Симеон (Мазаев), иером. Мужская философия. Быть настоящим мужчиной. М.: Даниловский благовестник, 2019.
Уолтон Дж., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч. Ч. 1: Новый Завет / пер. с англ. Т. Г. Батухтина, А. П. Платунова. СПб.: Мирт, 2003.