The Image of the Audience in the Text: The View of Literary Scholars and Specialists in the Theory of Rhetoric

Authors

  • Solyanik Dmitry A.

DOI:

https://doi.org/10.31802/WI.2022.7.2.008

Keywords:

Author, reader, image of the audience, addressee, literary text analysis

Abstract

This article briefly highlights the history of the problem of the addressee category in a literary or oratorical text. The main theoretical manuals on literary criticism and rhetoric are considered. Based on the studied material, it is shown how the image of the reader (audience) manifests itself at the lexical, grammatical and compositional levels of the text. It is noted that the figure of the addressee always falls into two components: the real recipient of information and the imaginary listener of the author. Establishing the image of the listener in a particular text becomes a difficult but necessary task for the researcher. This action helps to understan 
and comprehend the worldview of the creator of the text. The main difficulty for the researche is to identify the differences between the intentionally created image of the desired addressee in the work and the actual image that came from the author’s pen.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Solyanik Dmitry A.

MA student at the Moscow Theological Academy
Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 141300 Sergiev Posad, Russia
solyanik.gerbert@mail.ru

References

Абрамовских Е. В. Функционирование категории «читатель» в научной парадигме литературоведения // Евразийский Союз учёных. 2014. № 4 (11). С. 6–9.

Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. № 2. С. 36–46.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. С. Н. Зенкин, сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994.

Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989.

Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Изучение истории читателя. [Электронный ресурс]. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200600117 (дата обращения 21.11.2022)

Большакова А. Ю. Теории читателя и литературно-теоретическая мысль ХХ в. // Теоретико-литературные итоги ХХ века / отв. ред. С. А. Макуренкова. М.: Праксис, 2006. Т. 4: Читатель: проблемы восприятия. С. 512–566.

Бонецкая Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст–1985. Литературно-теоретические исследования / отв. ред. Н. К. Гей. М.: Наука, 1986. С. 241–269.

Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.

Волков А. А. Курс русской риторики. М.: Изд. храма св. муч. Татианы, 2001.

Волков А. А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003.

Волков А. А. Теория риторической аргументации. М.: Изд. Московского университета, 2009.

Дранов А. В. Рецептивная эстетика // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 120–128.

Дроздович И. Г. Образ потенциальной аудитории в риторике // Человек. Культура. Общество: тезисы докладов XIII научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 28 апреля 2016 г. / редкол: А. А. Легчилин, В. С. Сайганова. Мн., 2016. C. 21–23

Загороднюк А. Н. Образ читателя как категория филологического анализа художественного текста // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: Сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых учёных, Екатеринбург, 08 февраля 2013 года / под общ. ред. Ж. А. Храмушина, А. С. Поршнева,

Л. А. Запевалова, А. А. Ширшикова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2013. С. 294–300.

Захарова Е. В. Риторический анализ текста // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1 (1). С. 515–523.

Иванова С. Ф. Путь к современной риторике: в 2 ч. Ч. 2. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990.

Ильин И. П. Имплицитный читатель // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 48–49.

Ильин И. П. Эксплицитный читатель // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 157.

Левидов А. М. Автор — образ — читатель. Л.: ЛГУ, 1983.

Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 161–167.

Мозжухина А. А. Перспективация как аспект риторической ситуации. [Электронный ресурс]. URL:ttp://conf.e.donstu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/section_32_10624_doc_name.htm (дата обращения 21.11.2022)

Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Петрова Н. Ю., Ирисханова О. К. Перспективизация // Глоссарий Центра социокогнитивых исследований дискурса при МГЛУ. [Электронный ресурс]. URL: http://scodis.ru/студентам/глоссарий/перспективизация/ (дата обращения 21.11.2022)

Правикова Л. В. Современная теория дискурса: когнитивно-фреймовый и аргументативный подходы. Пятигорск: ПЛУ, 2004.

Рихтер И. С. Структура риторического аргумента: современные подходы и проблемы // Риторика. Семиотика. Языкознание. Сборник статей к 70-летию профессора

А. А. Волкова / ред. И. И. Богатырева, О. В. Никитин, А. С. Селютина (англ.), В. В. Смолененкова. М., 2016. С. 146–250.

Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука, 2005.

Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007.

Смолененкова В. В. Основы риторической критики. М.: Макс пресс, 2012.

Смолененкова В. В. Особенности создания и восприятия текста в риторике идентификации // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике. Москва, 01–03 февраля 2017 года.

М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2017. С. 423–430.

Тамарченко Н. Д. Теория литературы: Учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1. М.: Издательский центр «Академия», 200

Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 2002.

Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литератур. М.: Художественная литература, 1977.

Чернец Л. В. Введение в литературоведение: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Шипицына Н. В. Проблема образа читателя в современном литературоведении // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11–4(42). С. 41–43.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. Сергея Серебряного. СПб.: Symposium; М.: РГГУ, 2005.

Park D. The Meanings of «Audience» // College English. Vol. 44 (3). 1982. P. 247–257.

Perelman Сh., Olbrechts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1969

Published

2024-03-12

How to Cite

Solyanik Д. (2024). The Image of the Audience in the Text: The View of Literary Scholars and Specialists in the Theory of Rhetoric. Word and Image: Questions of Slavonic and Russian Philology and Literature, (2 (7), 100–122. https://doi.org/10.31802/WI.2022.7.2.008

Issue

Section

Методология языкознания и литературоведения

Categories