Ум и сердце в эпистолярном наследии Ф. М. Достоевского (докаторжный период)

Авторы

  • Максимов Пётр Максимович Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/WI.2024.11.2.003

Ключевые слова:

ум и сердце, эпистолярное наследие Ф. М. Достоевского, проблема «тайны человека» в творчестве Ф. М. Достоевского, святоотеческое наследие, раннее творчество Ф. М. Достоевского, богословское осмысление проблем творчества Ф. М. Достоевского, Ф. М. Достоевский и Православие

Аннотация

В статье (на материале эпистолярного наследия докаторжного периода Ф. М. Достоевского) рассматривается, как понимал писатель человеческие ум и сердце. Известно, что великий писатель не только в творчестве, но и в письмах уделял большое внимание этим понятиям. В рамках рассуждения над рациональным и эмоциональным (на материале писем Достоевского) предпринимается попытка решения проблемы интерпретации выражений «тайна человека» (в известном письме брату от 16 августа 1839 года) и дневникового «глубины души человеческой». Автор исследования выдвигает гипотезу о том, что в двух известных письмах кратко очерчена перспективная программа творчества Ф. М. Достоевского в плане изображения человека и раскрытия этой «тайны человека», суть которой в изображении гармоничного соотношения ума и сердца его героев. В статье показано, что не только в гениальных произведениях Достоевского, но и в жизни главным в человеке для него было именно сердце, что непосредственно подтверждается и его эпистолярным наследием. Методами исследования выступают: биографический анализ и анализ эпистолярного наследия, филологический сравнительно-исторический анализ текстов, богословский анализ.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Максимов Пётр Максимович, Московская духовная академия

бакалавр богословия, методист кафедры филологии Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

p.max37@yandex.ru

Библиографические ссылки

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст]: в синодальном переводе. М.: Никея, 2016.

Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2005.

Григорий (Кация), иерод. О сердце человека // Православие. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/42493.html#_ftn1 (дата обращения: 27.11.2024).

Григорий Синаит, прп. Творения / пер. еп. Вениамина (Милова). М.: Изд. Новоспасский монастырь, 1999.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Исаак Сирин, прп. Творения: слова подвижнические. Сергиев Посад: [б. и.], 31911.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). CTCЛ, 22012.

Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания и слова. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.

Максим Исповедник, прп. Мистагогия // [перевод с древнегреческого А. И. Сидорова ; вступительная статья А. В. Маркова]. М.: Рипол-классик, 2018.

Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань / пер. с греч. еп. Феофана Затворника Вышенского. М.: Отчий дом, 2023.

Паисий Величковский, прп. Об умной или внутренней молитве. М.: Директ-Медиа, 2014.

Паскаль Б. Мысли. СПб., 1888.

Феофан (Говоров), еп. Ответы на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Боровичи: Тип. И. С. Гомзина, 1908.

Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. М.: T8RUGRAM, 2018.

Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Санкт-Петербург.: Наука, 1994. С. 270–306.

Власкин А. П. Надрыв // Федор Достоевский. Антология жизни творчества. [Электронный ресурс]. URL: https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/173/ (дата обращения: 15.11.2024).

Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.

Карамзин Н. М. Чувствительный и холодный // Избранные сочинения: в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Художественная литература, 1964. С. 740–754

Касаткина Т. А. Достоевский и исихазм: «Преступление и наказание» // Неизвестный Достоевский. 2022. №4. С. 171–185.

Классицизм // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https:// bigenc.ru/c/klassitsizm-ea4dc5 (дата обращения: 14.01.2024).

Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: в 4 т. Т. 1 / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука, 1980 // Фундаментальнаяэлектронная библиотека «Русская литература и фольклор». [Электронный ресурс]. URL: https://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-7262.htm?cmd=p (дата обращения: 14.01.2024).

Максимов П. М. Ум и сердце героев в раннем рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» в контексте святоотеческого учения о борьбе с помыслами // БВ. 2024. № 2 (53). С. 202–234.

Нечаева В. С. Ранний Достоевский 1821–1849. М.: Наука, 1979.

Плетнев Р. В. Достоевский и Евангелие // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

Пущаев Ю. В. Советский Достоевский: Достоевский в советской культуре, идеологии и философии // Философский журнал. 2020. №4. 102–118.

Сердце: христианское учение // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uchenie#_ftnref2 (дата обращения: 19.11.2024).

Фёдорова П. С. Н. А. Бердяев о Достоевском-антропологе // Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2022. №1 (6). С. 102–107.

Фридлендер Г. М. Письма Достоевского // Достоевский Ф. М. ПСС и писем: в 30 т. Т. 28. Кн. 1. Л., 1985. С. 5–26.

Шепилов Д. Т. Непримкнувший. М.: Вагриус, 2001.

Загрузки

Опубликован

2025-09-04

Как цитировать

Максимов, П. М. (2025). Ум и сердце в эпистолярном наследии Ф. М. Достоевского (докаторжный период). Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия, (2 (11), 26–43. https://doi.org/10.31802/WI.2024.11.2.003

Выпуск

Раздел

Содержание