Сотериологические образы, топосы и символы в гимнографии воскресного Октоиха
DOI:
https://doi.org/10.31802/WI.2020.2.1.002Ключевые слова:
Октоих, топос, символ, образ, гимнография, рукописание, привратникиАннотация
В статье рассматриваются сотериологические образы, топосы и символы в гимнографии Воскресного Октоиха. Приводится классификация образов, которые можно выделить в текстах Октоиха. В комментарии к юридическому образу приводится историческое и экзегетическое объяснение термина «рукописание». В комментарии к образу побежденного ада приводится пояснение того, кем являются привратники ада в различных культурных традициях, и какие функции они исполняют.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию (Dubia) // Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 611–865.
Иероним Стридонский, блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия. М.: Кафедра библеистики МДА; «Отчий дом», 2009. (Библейская экзегетика).
Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Колоссянам // Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. Т. 11. Кн. 1. СПб.: СПбДА, 1905.
Иоанн Златоуст, свт. Четыре огласительные беседы (388 г.) 4, 21 // Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / сост., введ., перев. с древнегреч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгина. Тверь: Герменевтика, 2006.
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. М.: Благовест, 2010.
Октоих. Киев: тип. Спиридона Соболя, 1629.
Октоих. М.: изд. Московской Патриархии, 1981.
Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. М.: Издательский Совет Русской Право славной Церкви, 2004. (Творения святых отцов и учителей Церкви).
Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Колоссянам // Феодорит Кирский, блж. Творения. М.: Паломник, 2003. (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 12). С. 448–471.
Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла к Колоссянам, к Филиппийцам. М.: Правило веры, 2005.
Литература
Апокрифы Древней Руси / сocт. М. Рождественская. СПб.: Амфора, 2002.
Афанасьева Н. Е. Учебник церковнославянского языка. Долгопрудный: Новолетие, 2018.
Белова О. В. «Рукописание Адама» в книжной и устной традиции славян. К вопросу о трансформации мотивов // Славянский альманах. 2008. М.: Индрик, 2009. С. 241–252.
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. 6: Книга Иова / пер. с англ., греч., лат. и сир. под ред. М. Симонетти, М. Конти; рус. изд. под ред. Ю. Н. Варзонина. Тверь: Герменевтика, 2007.
Булгакова А. А. Топика в литературном процессе. Гродно: ГрГУ, 2008.
Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2013.
Иванов М. С. К вопросу о богословии символа // ЖМП. 1984. No 4. C. 68–74.
Иларион (Алфеев), архиеп. Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Изд. 2-е. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2009.
Карпенко А. В. Символ. Знак. Образ // Культура народов Причерноморья. 2002. No 33. С. 186–190.
Квятковский А. П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. М.: Советская Энциклопедия, 1966.
Кристианс Д. Топосы в песнопениях византийской служебной минеи и проблемы их переноса на славянскую почву. М.: Индрик, 2018.
Леонов В., свящ., Тихомиров Б. А., Пилипенко Е. А., Козлов М., прот. Искупление // ПЭ. 2011. Т. 27. С. 281–312.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 1. М.: Типография Каткова и Ко, 1860.
Симеон (Мазаев), иером. Мужская философия. Быть настоящим мужчиной. М.: Даниловский благовестник, 2019.
Уолтон Дж., Мэтьюз В., Чавалес М. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч. Ч. 1: Новый Завет / пер. с англ. Т. Г. Батухтина, А. П. Платунова. СПб.: Мирт, 2003.