Образ аудитории в тексте: взгляд литературоведов и специалистов по теории риторики

Авторы

  • Соляник Дмитрий Александрович

DOI:

https://doi.org/10.31802/WI.2022.7.2.008

Ключевые слова:

Автор, читатель, образ аудитории, адресат, анализ художественного текста

Аннотация

В настоящей статье кратко освещается история проблемы категории адресата в художественном или ораторском тексте. Рассматриваются основные теоретические пособия по литературоведению и риторике. На основании изученного материала показывается, как образ читателя (аудитории) проявляется на лексическом, грамматическом и композиционном уровнях текста. Отмечается, что в произведении адресат всегда распадается на две составляющие: реальный получатель информации и воображаемый слушатель автора. Установление образа слушателя в определённом тексте становится сложной, но необходимой задачей исследователя. Это действие помогает понять и осмыслить мировоззрение создателя текста. Сложность для исследователя заключается в том, чтобывыявить различия между намеренно созданным образом желанного адресата в произведении и тем фактическим образом, который вышел из-под пера автора.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Соляник Дмитрий Александрович

студент магистратуры Московской духовной академии,
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия
solyanik.gerbert@mail.ru

Библиографические ссылки

Абрамовских Е. В. Функционирование категории «читатель» в научной парадигме литературоведения // Евразийский Союз учёных. 2014. № 4 (11). С. 6–9.

Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. № 2. С. 36–46.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. С. Н. Зенкин, сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994.

Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989.

Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Изучение истории читателя. [Электронный ресурс]. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200600117 (дата обращения 21.11.2022)

Большакова А. Ю. Теории читателя и литературно-теоретическая мысль ХХ в. // Теоретико-литературные итоги ХХ века / отв. ред. С. А. Макуренкова. М.: Праксис, 2006. Т. 4: Читатель: проблемы восприятия. С. 512–566.

Бонецкая Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст–1985. Литературно-теоретические исследования / отв. ред. Н. К. Гей. М.: Наука, 1986. С. 241–269.

Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.

Волков А. А. Курс русской риторики. М.: Изд. храма св. муч. Татианы, 2001.

Волков А. А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003.

Волков А. А. Теория риторической аргументации. М.: Изд. Московского университета, 2009.

Дранов А. В. Рецептивная эстетика // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 120–128.

Дроздович И. Г. Образ потенциальной аудитории в риторике // Человек. Культура. Общество: тезисы докладов XIII научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 28 апреля 2016 г. / редкол: А. А. Легчилин, В. С. Сайганова. Мн., 2016. C. 21–23

Загороднюк А. Н. Образ читателя как категория филологического анализа художественного текста // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: Сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых учёных, Екатеринбург, 08 февраля 2013 года / под общ. ред. Ж. А. Храмушина, А. С. Поршнева,

Л. А. Запевалова, А. А. Ширшикова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2013. С. 294–300.

Захарова Е. В. Риторический анализ текста // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1 (1). С. 515–523.

Иванова С. Ф. Путь к современной риторике: в 2 ч. Ч. 2. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990.

Ильин И. П. Имплицитный читатель // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 48–49.

Ильин И. П. Эксплицитный читатель // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник. Страны западной Европы и США: концепции, школы, термины. М.: Интрада, 1999. С. 157.

Левидов А. М. Автор — образ — читатель. Л.: ЛГУ, 1983.

Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 161–167.

Мозжухина А. А. Перспективация как аспект риторической ситуации. [Электронный ресурс]. URL:ttp://conf.e.donstu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/section_32_10624_doc_name.htm (дата обращения 21.11.2022)

Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Петрова Н. Ю., Ирисханова О. К. Перспективизация // Глоссарий Центра социокогнитивых исследований дискурса при МГЛУ. [Электронный ресурс]. URL: http://scodis.ru/студентам/глоссарий/перспективизация/ (дата обращения 21.11.2022)

Правикова Л. В. Современная теория дискурса: когнитивно-фреймовый и аргументативный подходы. Пятигорск: ПЛУ, 2004.

Рихтер И. С. Структура риторического аргумента: современные подходы и проблемы // Риторика. Семиотика. Языкознание. Сборник статей к 70-летию профессора

А. А. Волкова / ред. И. И. Богатырева, О. В. Никитин, А. С. Селютина (англ.), В. В. Смолененкова. М., 2016. С. 146–250.

Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука, 2005.

Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007.

Смолененкова В. В. Основы риторической критики. М.: Макс пресс, 2012.

Смолененкова В. В. Особенности создания и восприятия текста в риторике идентификации // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике. Москва, 01–03 февраля 2017 года.

М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2017. С. 423–430.

Тамарченко Н. Д. Теория литературы: Учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1. М.: Издательский центр «Академия», 200

Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 2002.

Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литератур. М.: Художественная литература, 1977.

Чернец Л. В. Введение в литературоведение: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Шипицына Н. В. Проблема образа читателя в современном литературоведении // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11–4(42). С. 41–43.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. Сергея Серебряного. СПб.: Symposium; М.: РГГУ, 2005.

Park D. The Meanings of «Audience» // College English. Vol. 44 (3). 1982. P. 247–257.

Perelman Сh., Olbrechts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1969

Опубликован

2024-03-12

Как цитировать

Соляник, Д. (2024). Образ аудитории в тексте: взгляд литературоведов и специалистов по теории риторики. Слово и образ. Вопросы славяно-русского языкознания и литературоведения, (2 (7), 100–122. https://doi.org/10.31802/WI.2022.7.2.008

Выпуск

Раздел

Методология языкознания и литературоведения

Категории