Поминовение усопших как один из аспектов богословия Артемия, игумена Троице-Сергиева монастыря
DOI:
https://doi.org/10.31802/PWG.2024.11.1.002Ключевые слова:
Артемий, нестяжатели, Собор 1553–1554 годов, М.С. Башкин, практика поминовения усопших, монастырское землевладение, преподобный Нил Сорский, преподобный Иосиф ВолоцкийАннотация
Артемий, богослов середины XVI века — видный представитель движения нестяжателей. Непродолжительное время в 1551 году он был игуменом Троице-Сергиева монастыря, впоследствии на Московском Соборе 1553–1554 гг. был лишён сана, осуждён как еретик и заточён в Соловецком монастыре. После 1554 года Артемий, сбежав из заключения, оказывается в Великом княжестве Литовском, где принимает активное участие в полемике православных с протестантами. На означенном Соборе в отношении Артемия были выдвинуты различные обвинения, и главное из них — причастность Артемия к ереси Матфея Семёновича Башкина. Среди иных обвинений значилось также и отрицание Артемием пользы от поминовения усопших. Если другие обвинения, как, например, неосуждение новгородско-московских еретиков, легкомысленное отношение к обрядности, равно как и причастность к ереси М.С. Башкина, были Артемием отвергнуты, то своё отношение к поминальной практике обвиняемый игумен отчасти признал.
Задача данной статьи заключается в анализе отношения Артемия к поминовению усопших. Мы покажем, что данный аспект богословия бывшего игумена напрямую связан с полемикой о монастырском землевладении, имевшей место в XVI веке в Московской Руси.
Скачивания
Библиографические ссылки
ГИМ. Увар. 255/1. Л. 451.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи архиографической экспедицией Императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836. С. 249–256.
История о великом князе Московском // Библиотека литературы Древней Руси / Подготовка текста и комментарии А. А. Цехановича, перевод А. А. Алексеева. Т. 11. СПб.: «Наука», 2001. С. 310–479.
Нил Сорский, преподобный. Послание Гурию Тушину // Библиотека литературы Древней Руси / Подг. текста, комм. и пер. Г. М. Прохорова. СПб.: Наука, 2006. Т. 9. С. 170–176.
Нил Сорский, преподобный. О том, как жить, от святых писаний // Преподобный Нил Сорский: Устав и послания / Составление, перевод, комментарии, вступ. статья Г. М. Прохорова. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 74–86.
Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной / Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод А. А. Алексеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб.: «Наука», 2006. С. 208–216.
Послания старца Артемия, XVI века. Памятники полемической литературы в Западной Руси / сост. Петр Гильтебрандт // Русская историческая библиотека. Т. 4. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 1201–1448.
Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского. Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006.
VIII летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью // Полное собрание русских летописей. Т. 13. СПб., 1904.
Алексеев А. И. Под знаком конца времён. Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI вв. СПб.: «Алетейя», 2002.
Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М.: «Индрик», 2012.
Беляков А. В. Гурий // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 478.
Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI века). Одесса, 1906.
Голубинский Е. Е. История русской Церкви: период второй, Московский. СПб.: Тип. Синодальная, 1904.
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1960.
Калугин В. В. Артемий // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 458–462.
Синицына Н. В. Типы монастырей и русский исторический идеал // Монашество и монастыри в России. XI—XX века: Исторические очерки / Отв. ред. Н.В. Синицына. М.: «Наука», 2002. С. 116–149.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.