Психофизическая проблема в современной аналитической философии: обзор основных направлений
DOI:
https://doi.org/10.31802/2658-7491-2019-1-1-158-178Ключевые слова:
Философия сознания, психофизическая проблема, апологетика, картезианство, материализм, физикализм, редукционизм, антиредукционизм, эпифеноменализм, компьютерная метафора сознанияАннотация
В статье рассматривается современная постановка вопроса о взаимоотношении духовного и телесного начала в человеке и основные варианты его решения в аналитической философии. Прежде всего, субстанциальный дуализм, ведущий начало от Декарта, противопоставляется материалистическому редукционизму (теория тождества и функционализм). Далее обсуждаются более «компромиссные» направления: антиредукционизм и дуализм свойств, в том числе эпифеноменализм. Рассматривается вопрос, насколько мозг может быть уподоблен вычислительной машине (компьютерная метафора сознания). Для каждого решения приводятся ключевые аргументы и контраргументы, оценивается значимость философии сознания для христианской апологетики. Намечается связь современной проблематики с работами русских исследователей начала XX века (Г. И. Челпанов, В. В. Зеньковский).
Скачивания
Библиографические ссылки
Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
Зеньковский В. В. Современное состояние психофизической проблемы. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1905.
Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003.
Парпара А. А. Психофизическая проблема в онтологии протоиерея Василия Зеньковского // Богословский вестник. 2016. Т. 22-23. № 3-4. С. 78-99.
Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: УРСС, 2005.
Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
Серл Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002.
Смазневич И. Искусный интеллект // Русский репортер. 2018. № 19 (458). С. 52-57.
Чалмерс Д. Сознающий ум. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013.
Челпанов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнарев и Ко, 1912.
Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм. Д. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1996. С. 53-656.
Botter B. "Se l›occhio fosse un animale la sua vista sarebbe l›anima". L›unità di anima e corpo nella filosofía aristotelica // M. Giannasi, F. Guadalupe Masi (Ed.) Il problema mentecorpo. Genealogia, modelli, prospettive. Milano: Mimesis, 2008. P. 15-34.
Dennett D. C. The self as a responding-and responsible-artifact // Annals of the New York Academy of Sciences. 2003. Oct. V. 1001. P. 39-50.
Gennaro R. J. (Ed.) The Routledge Handbook of Consciousness. New York: Routledge, 2018.
Jackson F. Epiphenomenal Qualia // Philosophical Quarterly. 1982. V. 32. P. 127-136.
Libet B., Gleason C. A., Wright E. W., Pearl D. K. Time of Conscious Intention to Act in Relation to Onset of Cerebral Activity (Readiness-Potential) - The Unconscious Initiation of a Freely Voluntary Act // Brain. 1983. V. 106. P. 623-642.
Libet B. Unconscious Cerebral Initiative and the Role of Conscious Will in Voluntary Action // The Behavioral and Brain Sciences. 1985. V. 8. P. 529-566.
Ludwig K. (Ed.) Donald Davidson. Cambridge, 2003. P. 115-132.
Nagel T. What Is It Like to Be a Bat? // The Philosophical Review. 1974. V. 83. No. 4. P. 435-450.
Nagel T. Mind and Cosmos: Why the Materialist Neo-Darwinian Conception of Nature Is Almost Certainly False. New York: Oxford University Press, 2012.
Read R., Richman K. A. (Eds.) The New Hume Debate: Revised Edition. New York: Routledge, 2000.
Ryle G. The Concept of Mind. London: Hutchinson House, 1949.
Searle J. R. Minds, brains, and programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. V. 3. P. 417-424.
Swinburne R. The Evolution of the Soul. Revised edition. New York: Oxford University Press, 1997.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.