О добровольности и естественной необходимости безукоризненных страстей во Христе: к вопросу о границах между Православием и монофизитством

Авторы

  • Пономарев Александр Дмитриевич

DOI:

https://doi.org/10.31802/PWG.2025.13.1.001

Ключевые слова:

Безукоризненные (естественные) страсти, добровольность, воля, природа, естественная необходимость, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин, Леонтий Византийский, Юлиан Галикарнасский, Севир Антиохийский, монофизитство, моноэнергизм, афтартодокетизм

Аннотация

В настоящей статье был исследован вопрос о проявлении естественных, безукоризненных страстей в Господе Иисусе Христе, который не получил широкого освещения в православной догматике. Главным нервом в данном вопросе является учение о нарочитом «попускании» во Христе каждой конкретной страсти Его божественной волей, которое оформилось в среде монофизитов у Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского. Однако, подобное понимание позднее было характерно для прпп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, что вызывает к нему неоднозначное отношение в православной среде и не позволяет провести чёткого различия между православным учением и моноэнергизмом относительно этого вопроса. В противовес позиции прпп. Максима и Иоанна в статье рассматривается ряд высказываний других отцов, среди которых выделяется Леонтий Византийский и свт. Софроний Иерусалимский, учение которых относительно добровольности схоже между собой и заключается в сочетании добровольного воплощения Христа с одновременным подвержением Себя естественной, природной необходимости, но, в то же время, в их понимании Спаситель всегда имел власть возвыситься над страданиями сверхъестественным образом. Такое «леонтьевское» понимание добровольности видят в качестве православного проф. В. В. Болотов, А. И. Бриллиантов и прот. Сергий Булгаков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Пономарев Александр Дмитриевич

магистр теологии


141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия


ponomareff@theological.ru

Библиографические ссылки

Athanase d’Alexandrie. Sur l’incarnation du Verbe / introd., texte critique, trad., notes et index by C. Kannengiesser. Paris: Cerf, 1973. (SC; vol. 199).

Gregorius Nazianzenus. Orationes XXVII–XLV // PG. T. 36. Col. 9–623.

Gregorius Nyssenus. De Beatitudinibus // PG. T. 44. Col. 1194–1302.

Iohannes Damascenus. Expositio fidei // PG. T. 94. Col. 796–1228.

Leontius of Byzantium. Complete Works / ed. by Brian E. Daley. Oxford: Oxford University Press, 2017.

Maximus Confessor. Opuscula teologica et polemica ad Marinum // PG. T. 91. Col. 9–286.

Severus of Antioch. Letter 1 to Oecumenius the Count, about Properties and Operations / ed. and trans. by E. W. Brooks. Turnhout: Brepols, 1985 // PO. Vol. 12. Fasc. 2. P. 175–186.

Sophronius Hierusalymitanus. Epistola Synodica // PG. T. 87. Col. 3148–3200.

Афанасий Великий, свт. Творения. Ч. 1. Изд. 2-е, испр. и доп. Сергиев Посад: СТСЛ, 1902.

Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1: Слова. М.: Сибирская благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1).

Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 2. М.: Тип. В. Готье, 1861. (ТСО; т. 38).

Иоанн Дамаскин, прп. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб.: изд. Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, 1913.

Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / пер. с древнегреч. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5).

Леонтий Византийский. Диалог против тех из наших, которые присоединились к губительному учению афтартодокетов (Contra aphthartodocetas) / пер. Т. А. Щукина, комм. Т. А. Щукина и О. М. Ноговицына // ESSE: Античная традиция и патрологические исследования. 2021. Т. 6. № 1. С. 209–237.

Софроний Иерусалимский, свт. Соборное послание // Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Собор Константинопольский 3-й, Вселенский Шестой. Казань: центр. тип., 1908. С. 140–167.

Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты (1–10) / пер. с греч. иер. Олега Давыденкова // Богословский Сборник. М., 2002. № 9. С. 47–58.

Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты (11–74) / пер. иер. Олега Давыденкова // Литературные традиции христианского Египта. М.: ПСТГУ, 2008. С. 163–177.

Адриан (Пашин), игум. «Евхаристический» аргумент в полемике святого Анастасия Синаита с афтартодокетами // Богословский вестник. 2015. № 16–17. С. 56–68.

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4 / под ред. А. Бриллиантова. Петроград: Третья Государственная Типография, 1918.

Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви / вст. ст. и науч. ред. А. Ю. Братухина. СПб.: изд. Олега Абышко, 2007.

Булгаков С., прот. Агнец Божий. Paris: YMCA-Press, 1933.

Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004.

Елиманов В. Е., Адриан (Пашин), игум. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (Часть 2) // Богословский вестник. 2024. № 2 (53). С. 32–57.

Каноны или книга правил святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец. Догмат ста семидесяти святых отец Шестого Вселенского Собора, Константинопольского. О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе (680). Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016.

Кожухов С., диак. Халкидониты и монофизиты в первой половине VI в. и полемика между ними // Церковь, общество и культура в Поздней Античности и Средневековье: Учебное пособие / сост. Г. Е. Захаров. М.: изд. ПСТГУ, 2022. С. 33–78.

Немыченков В. И. О сострадании Бога человеку // Развитие личности. 2016. № 4. С. 169–205.

Олег Давыденков, прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли / дисс. …доктора теологии. М.: ПСТГУ, 2018.

Олег Давыденков, свящ. Афтартодокетизм // ПЭ. 2009. Т. 4. С. 193–194.

Олег Давыденков, свящ. Догматическое богословие: Учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2017.

Олег Давыденков, свящ. Communicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя // Материалы ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М.: ПСТГУ, 1997. С. 7–15.

Тареев М. М. Христос: Основы христианства. Т. 1. Изд. 2-е. Сергиев Посад: СТСЛ, 1908.

Щукин Т. А., Беневич Г. И. Леонтий Византийский // ПЭ. 2020. Т. 40. С. 534–545.

Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Sarug. New York: Oxford Univerity Press, 1976.

Grillmeier A., Hainthaler T. Christ in Christian Tradition. Vol. 2/2 / transl. by J. Cawte, P. Allen. London: Mowbray, 1995.

Hovorun, C. Will, Action and Freedom: Christological Controversies in the Seventh Century. Leiden: Brill, 2008.

Загрузки

Опубликован

2025-03-14

Как цитировать

Пономарёв, А. Д. (2025). О добровольности и естественной необходимости безукоризненных страстей во Христе: к вопросу о границах между Православием и монофизитством. Вопросы богословия, 1(13), 13–35. https://doi.org/10.31802/PWG.2025.13.1.001

Выпуск

Раздел

Догматическое богословие

Категории