Иерархическое посредство и непосредственность теофании по «Ареопагитикам»

Авторы

  • Дионисий (Шленов), игумен Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-1617-69-97

Ключевые слова:

«Ареопагитики», теофания, иерархическое посредство, неоплатонизм, христология, сакраментология, Евхаристия

Аннотация

После краткого перечня мнений западных исследователей по поводу зависимости Ареопагита от неоплатонической философии рассматривается характерная для «Ареопагитик» идея иерархического посредства. Самый яркий прецедент этой идеи находится в учении о вторых и третьих светах у свт. Григория Богослова. В целом делается вывод о том, что Ареопагит принимает только восходящую диалектику Прокла от низшего к высшему, но при обратном движении высшего к низшему не дерзает ограничить силу Божественного присутствия никакими иерархическими ступенями. Доказательство этого тезиса находится в христологии Ареопагита, которая отнюдь не подтверждает (как принято считать) иерархическую схему, но полностью нарушает ее. Признание этого нарушения, отмеченное некогда Д. Рутледжем, не получило должного освещения ни в западной, ни в отечественной науке. Сохранение как стройной иерархической системы, так и непосредственного характера теофании более точно характеризует мысль неизвестного автора «Ареопагитик», гениально переосмыслившего философские построения в христианском духе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дионисий (Шленов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры Филологии МДА, заведующий библиотекой Московской духовной академии

vestnik@mda.ru

Библиографические ссылки

Дионисий (Шленов), иером. Ареопагитики // ПЭ. Т. 3.2001. С. 195-213.

Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997.

Шичалин Ю. А. Об истинности философских построений в связи с концепцией геннад Прокла. С. 1-16 (машинопись).

Coffey D. The Theandric nature of Christ//Theological Studies. 1999. Vol. 60. P. 405-431.

Hieromonk Alexandr (Golitzin). Et introibo ad altare Dei: the mystagogy of Dionysius Areopagita, with special reference to its predecessors in the Eastern Christian Tradition. Thessaloniki, 1994.

Ἀλέξανδρος (Γκολίτσιν), ιερομ. Διονύσιος Ἀρεοπαγίτης στα ἔργα τοῦ ἀγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ• περὶ τοῦ ἐρωτήματος μιας "χριστολογικῆς ἐπανόρθωσης" καὶ ἄλλων σχετικῶν θεμάτων/Πρακτικὰ διεθνῶν ἐπιστημονικῶν συνεδρίων Ἀθηνῶν (13-15 Νοεμβρίου 1998) καὶ Λεμεσοῦ (5-7 Νοεμβρίου 1999). ἅγιος Γρηγόριος Παλαμᾶς στη ἱστορία καὶ στο παρόν. Ἐποπτείᾳ Γ. Ι. Μαντζαρίδη. Ἱερὰ Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου. Ἅγιον Ὄρος, 2000. Σ. 619-643.

Gersh S. Ideas and Energiesin Pseudo-Dionysiusthe Areopagite//StPatr. 1984. Vol. 15. P. 297-300.

Griffith R. Neo-Platonism and Christianity: Pseudo-Dionysius and Damascius//StPatr. 1997. Vol. 29. P. 238-243.

Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne. Paris, 1973. Vol. I.

Grondij L. H. The Patristic Origins of Palamas' Doctrine of God//StPatr. 1962. Vol. 5. P. 324-325.

Hauken A. I. Incarnation and Hierachy: The Christ according to Ps-Dionysios//StPatr. 1984. Vol. 15. P. 317-320.

Hathaway R. F. Hierarchy and the Definition of Order in the Letters of Ps-Dionysius//Hague. 1969. P. 18-21.

Himmelfarb M. Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses. Oxford, 1993.

Koch H. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neuplatonismus u. Mysterienwesen. Mainz, 1900.

Louth A. Pagan theurgy and christian sacramentalism in Denis the Areopagite//JTS. 1986. Vol. 37. P. 432-438.

Meyendorff J. Byzantine Theology. Historical trends and doctrinal themes. N.-Y., 1974.

Rorem P. The Biblical Allusions and Overlooked Quotations in the Pseudo-Dionysian Corpus//StPatr. 1989. Vol. 23. P. 61-65.

Ritter A. M. Gregor Palamas als Leser des Dionysius Pseudo-Areopagita//Y. de Andia. Denys l'Aréopagite et sa postérité. Paris, 1997. P. 565-579.

Roque R. L'univers dionysien: structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983.

Rutledge D. Cosmic Theology. The Ecclestical Hierarchy of Pseudo-Denys: An Introduction. L., 1964.

Saffrey H. D. Un lien objectif entre le Pseudo-Denys et Proclus//Recherches sur le Néoplatonisme après Plotin. Paris, 1990. P. 227-234 (1-е издание: StPatr. 1966. Vol. 9. P. 98-105)

Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus//Recherches sur le Néoplatonisme après Plotin. Paris, 1990. P. 235-248.

Saffrey H. D. Theology as Science (3-rd -6-th centuries)//StPatr. 1997. Vol. 29. P. 321-339.

Sheldon-Williams I. P. The Ps-Dionysius and the Holy Hierotheus//StPatr. 1966. Vol. 8. P. 108-116.

Stiglmayr J. Der Neuplatoniker Proclus als Vorlage des sogenannten Dionysius Areopagita in der Lehre vom Uebel//Historisches Jahrbuch des Görres-Gesellschaft. 1895. Vol. 16. S. 253-273, 721-748.

Wesche K. P. Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius//SVTQ. 1989. Vol. 33. P. 53-73.

Загрузки

Опубликован

2015-06-15

Как цитировать

(1)
Шленов, Д. Иерархическое посредство и непосредственность теофании по «Ареопагитикам». БВ 2015, 69-97.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 4