Образы царской власти в греческой аскетической литературе Византии: сравнение образов «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и их контекст
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-18-19-136-167Ключевые слова:
царь, царство, монашество, плач, смирение, Византия, добродетель, страдание, образАннотация
Автор статьи предлагает взглянуть на царскую власть и ее внутренний духовный смысл глазами монахов-отшельников и христианских писателей аскетико-мистического направления в противовес чрезмерной политизации этой темы. Впервые предпринимается попытка предварительно систематизировать по определенным критериям упоминания о царской власти и ее некоторых регалиях в греческой аскетической литературе. Главная тема – анализ сравнения плача с царем в четвертом «Огласительном слове» прп. Симеона Нового Богослова и выявление контекста этого сравнения в культуре, аскетической традиции и истории Византии. Царь, который надевает на себя белое одеяние в знак скорби, и традиция плача царя о близких и народа о царе имеют ряд характерных описаний в памятниках прежде всего исторической литературы. Эти описания оказываются ярким фоном для изучения плача как ключевой добродетели христианской аскетики. Обращение к войнам, которые вел современник прп. Симеона – император Василий Болгаробойца, сделано для более рельефного представления о той среде и атмосфере, которая невольно могла подпитывать возвышенную мысль одного из самых выдающихся мистиков Церкви. Посмертная судьба останков императора Василия во время разорения Константинополя крестоносцами в XIII в. – один из ярчайших образов, иллюстрирующих основную тему статьи, основная задача которой – пробудить интерес к истории и аскетической традиции Церкви.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аваряскина Т. В. Плач в социокультурном пространстве повседневности (на материале русской культуры). Тюмень, 2009. Автореферат.
Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме» / А. Мусин, пер. СПб., 2010.
Дионисий (Шленов), игумен. Учение прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата о прижизненном воскресении души (в печати).
Епифаний (Евфивулос), архим. 2012 – Епифаний (Евфивулос), архим. Путь слез по творениям святого Симеона Нового Богослова. Святые отцы о плаче и сокрушении. М., 2012.
Злыднева Н. В. Белый цвет в русской культуре XX века // Признаковое пространство культуры. М., 2002. С. 424–431.
Кременецкий П. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1906.
Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства… Очерки по истории государева двора в России XVI в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности. СПб., 2010.
Невярович В. К. Благословенно царство… Церковные основы монархической идеи в России. СПб., 2004.
Савва В. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901.
Сквирская Т. З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях. СПб, 1993.
Царь как помазанник Божий (Коронация русских царей) // Вера, царь, отечество / К. Тихомиров, ред. М., 1894.
Трепавлов В. В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М., 2007.
Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.
Успенский Б. А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.
Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000.
Failler A. Georges Pachymérès. Realtiones historiques. I. Livres 1–3 / A. Failler, éd.; V. Laurent, trad. Paris, 1984 (CFHB. Series Parisiensis 24).
Hausherr I. Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient chrétien. R., 1944 (OCA 132).
Head C. Imperial Byzantine Portraits: A Verbal and Graphic Gallery. New York, 1982.
Hilsdale C. J. Byzantine Art and Diplomacy in an Age of Decline. Corwall, 2014.
Καραγιαννόπουλος I. Το Βυζαντινό κράτος. Θεσσαλονίκη, 1996.
Kelsey E. Byzantine Emperors and Old Testament Kings: Contextualizing the Paris Psalter as a Product of Ninth and Tenth Century Byzantine Imperial Ideology. Summer Research. Paper 131. 2011.
McGuckin J. Symeon the New Theologian (d. 1022) and Byzantine monasticism // Mount Athos and Byzantine monasticism. Papers from the 28 spring Symposium of Byzantine Studes / A. Bryer, Anthony; M. Cunningham, ed. L., 1996. P. 17–35.
РУССКИЕ ПЕРЕВОДЫ
Аввы Дорофея дущеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2000.
Георгия Пахимера история о Михаиле и Андронике Палеологах тринадцать книг / Карпов. ред. СПб., 1862. Т. 1: Царствование Михаила Палеолога 1255–1282.
Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883.
Феофан Затворник, свт. 1890 – Симеон Новый Богослов, преп. Творения / еп. Феофан, пер. Т. 2. М. 1890 (СТСЛ, r1993).
Никита Стифат, прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка [Л. А. Фрейберг, пер.] // Преп. Симеон Новый Богослов, преп. Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах / иг. Иларион (Алфеев), ред. СПб., 2009. C. 97–222.
Шалфеев П. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. (1204–1341) / П. Шалфеев, пер. [с изменениями П. Кузенкова]. СПб., 1862.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.