Учение об ангелах в «Точном изложении православной веры» прп. Иоанна Дамаскина
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.007Ключевые слова:
Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Богородица, определение сущности, образ Божий, описуемость, эсхатологияАннотация
В Священном Писании ангелы изображаются неизмеримо более совершенными существами, чем человек, но при этом в Послании к Евреям человек ставится гораздо выше служебных духов, посылаемых в помощь имеющим наследовать спасение (Евр. 1, 14). Очень немногие Отцы предпринимали попытку систематического обсуждения онтологического статуса и роли небесных сил. Даже в самом известном трактате об ангелах, «О небесной иерархии», Дионисий Ареопагит рассуждает об ангелах в рамках неоплатонической иерархической парадигмы, используемой в качестве концептуальной основы для учения об ангелах как посредниках в передаче божественного откровения, по большей части игнорируя радикальный и парадоксальный «слом» онтологических иерархий в Воплощении и возвышенную роль человеческой природы, телесно пребывающую одесную Отца на престоле славы в ипостаси Сына. Альтернативное Дионисию учение об ангелах содержится в краткой главе об ангелах в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина, где подчёркивается равный людям онтологический статус ангелов как части тварного мира. В других произведениях Иоанн Дамаскин даёт убедительное христологическое решение дихотомии между ангельским возвышенным состоянием и человеческим ограниченным состоянием в духе Послания к Евреям, предлагая два ярких примера в качестве разрешения: Богородицу, неизмеримо превосходящую все ангельские силы, возвышенную более херувимов и превознесённую превыше серафимов, а также участие в Евхаристии, дарованное людям, но не ангелам.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Aristotle. On Sophistical Refutations. On Coming-To-Be and Passing Away. On the Cosmos. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1955 (Loeb Classical Library; vol. 400).
Basile de Cesaree. Contre Eunome, suivi de Eunome Apologie. / ed. В. Sesböve, G-M. de Durand, L. Doutreleau. Vol. 2. Paris: Edition du Cerf, 1983 (SC; vol. 305).
Basilius Caesarensis. Homilia in Psalmum XLIV // PG. T. 29. Col. 388-413.
DionysiusAreopagita. De coelestihierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae // Corpus Dionysiacum II / hrsg. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; New York: De Gruyter, 1991 (PTS; Bd. 36).
Dionysius Areopagita. De divinis nominibus // Corpus Dionysiacum I / hrsg. B. R. Suchla. Berlin, New York: De Gruyter, 1990 (PTS; Bd. 33).
Grägoire de Nazianze. Discours 38-41 / ed. C. Moreschini. Paris: Edition du Cerf, 1990 (SC; vol. 358).
Johannes Damascenus. Contra imaginum calumniators orationes tres // Die Schriften des Johannes von Damaskos III / hrsg. В. Kotter. Berlin; New York: De Gruyter, 1975 (PTS; Bd. 17).
Johannes Damascenus. Expositio fidei // Die Schriften des Johannes von Damaskos II / Hrsg. B. Kotter. Berlin; New York: De Gruyter, 1973 (PTS; Bd. 12).
Johannes Damascenus. Institution elementaris. Capita philosophica (Dialectica) // Die Schriften des Johannes von Damaskos I / Hrsg. B. Kotter. Berlin: De Gruyter, 1969 (PTS; Bd. 7).
Johannes Damascenus. Liber de haeresibus. Opera polemica // Die Schriften des Johannes von Damaskos IV / hrsg. B. Kotter. Berlin, New York: De Gruyter, 1981 (PTS; Bd. 22).
Johannes Damascenus. Opera homiletica et hagiographica // Die Schriften des Johannes von Damaskos V / hrsg B. Kotter. Berlin, New York: De Gruyter, 1988 (PTS; Bd. 29).
Origenes. Die Schrift vom Martyrium, Buch I-IV gegen Celsus // Origenes Werke I / Hrsg. P. Koetschau. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1899 (GCS; Bd. 2).
Parmentier M. Evagrius of Pontus’ «Letter to Melania» I // Bijdragen: International Journal for Philosophy and Theology. 1985. Vol. 46. No. l.P. 2-38.
Saint Michael the Archangel. Three Enconiums by Theodosius, Archbishop of Alexandria; Severus, Patriarch of Antioch; and Eustathius, Bishop of Trake: The Coptic Texts with Extracts from Arabic and Ethiopian Versions / Ed. and transl. E. A. Wallis Budge. [London, 1894]. Piscataway (NJ), '2014.
Литература
Афанасий (Иевтич), иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина // Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ / сост. и общ. ред. иерея В. Леонова. М.: Паломник, 2001. С. 173-210.
Бронзов А. (пер.) Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения. [СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1893]. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, '1993.
Восточные отцы мучители церкви V в.: Антология / сост., биогр. и библиогр. мером. Илариона Алфеева, пер. Н. Г. Ермаковой под ред. Г. М. Прохорова. М.: Изд. МФТИ, 2000.
Гарсш-Уидобро Т. Адамическая идентичность и видение Бога: от падения к Искуплению // Традиции преображающего видения в иудаизме и христианстве / под ред. Т. Гарсия-Уидобро и А. А. Орлова (Иудейские корни христианской мистики). М.: Ин-т св. Фомы, 2020. С. 51-102.
Глубоковский Н. Н. Христос и ангелы. Экзегетический анализ Евр. 1:6-14. Петроград: Тип. М. Меркушева, 1915.
Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1869.
Козлов М. свящ. Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники // Творения преп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М.: Марти с, 1997 (Святоотеческое наследие). С. 228-248.
Ларионов А. В. Иерархичность ангельского мира и её эсхатологическая связь с человеком в святоотеческой литературе//БВ. 2015. № 18-19. С. 43-67.
СырцоваЕ. Н. Апокалипсис Богородицы и вопрос о милосердной эсхатологии во II-V вв. // Esse: Философские и теологические исследования. 2018. Том 3. № 2. С. 358-386.
Туровцев Т. А. Введение в догматическое учение об ангелах. СПб.: Церковь и культура, 2015.
Arthur R. A. Pseudo-Dionysius as Polemicist: The Development and Purpose of the Angelic Hierarchy in Sixth Century Syria. Aldershot: Ashgate, 2008 (Ashgate New Critical Thinking in Religion, Theology, and Biblical Studies).
Barnard J. A. The Mysticism of Hebrews: Exploring the Role of Jewish Apocalyptic Mysticism in the Epistle to the Hebrews. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; Bd. 2. Reihe 331).
Bonnet J. Les anges dans le juda'isme et le christianisme. Roanne: J. Bonnet, 1993.
Botha P. J. Fire Mingled with Spirit: St. Ephrem’s Views on Angels and the Angelic Life of Christians // The Harp. 1995-1996. Vol. 8-9. P. 95-104.
Burghardt W. /. The Image of God in Man According to Cyril of Alexandria. Woodstock (MD): Catholic University of America Press, 1958 (The Catholic University of America, Studies in Christian Antiquity; vol. 14).
Burghardt W. /. The Image of God in Man: Alexandrian Orientations // Proceedings of the Catholic Theological Society of America. 2012. Vol. 16. P. 147-160.
Casas G. Ontology, Henadology, Angelology: The Neoplatonic Roots of Angelic Hierarchy // Neoplatonic Demons and Angels / ed. L. Brisson, S. O’Neill, A. Timotin. Leiden: Brill, 2018 (Studies in Platonism, Neoplatonism, and the Platonic Tradition 20). P. 231-268.
Chevalier С. M. B. La Mariologie de saint Jean Damascene. Rome: Institutum orientalium studiorum, 1936 (OCA; vol. 109).
ChouliarasA. The Superiority of Humans over the Angels Due to Participation in the Eucharist: Is St. Gregory Palamas Based on St John Damascene? // Sobornost Incorporating Eastern Churches Review. 2019. Vol. 40. No. 2. P. 31-42.
Constas М. Maximos the Confessor, Dionysios the Areopagite, and the Transformation of Christian Neoplatonism // Analogia. The Pemptousia Journal for Theological Studies. 2017. Vol. 2. No. l. P. 1-12.
Danielou J. Les anges et leur mission. [Без м.[: Editions de Chevetogne, 1952 (Collection Irenikon, n. s.; vol. 5), Paris: Desclee De Brouwer, '1990.
Dürr О. Der Engel Mächte: Systematisch-theologische Untersuchung: Angelologie. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2009.
Fossum J. E. Kyrios Jesus. Angel Christology in Jude 5-7 // Idem. The Image of the Invisible God. Essays on the Influence of Jewish Mysticism on Early Christology. Göttingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 1995 (Novum Testamentum et Orbis Antiquus; vol. 30). P. 41-69.
Fossum J. E. The Name of God and the Angel of the Lord. Samaritan and Jewish Concepts of Intermediation and the Origin of Gnosticism. Tübingen: Mohr Siebeck, 1985 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; Bd. 36).
Frank K. S. Αγγελικός βίος. Begriffsanalytische und Begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «Engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Münster in Westfalen: Aschendorff, 1964 (Beiträge zur Geschichte des alten Mönchtums und des Benediktinerordens; Bd. 26).
Gabel G. Rivals in Heaven: Angels in the Epistle to the Hebrews // Angels: The Concept of Celestial Beings / Ed. F.V. Reiterer, T. Nicklas. K. Schöpflin. Berlin: De Gruyter, 2007. P. 357-376.
Gersh S. E. From Iamblichus to Eriugena: An Investigation of the Prehistory and Evolution of the Pseudo-Dionysian Tradition. Leiden: Brill, 1978 (Studien zur Problemgeschichte der antiken und mittelalterlichen Philosophie; Bd. 8).
Gieschen C.A. Angelomorphic Christology: Antecedents and Early Evidence. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums; Bd. 42).
Gleason R. G. Angels and the Eschatology of Heb 1-2 // Angels. The Concept of Celestial Beings — Origins, Development and Reception / Ed. F. V. Reiterer, T. Nicklas, K. Schöpflin. Berlin; New York: De Gruyter, 2007. P. 357-376.
Golitzin A., Bucur B. G. Mystagogy: A Monastic Reading of Dionysius Areopagita. Collegeville (MN): Liturgical Press, 2014 (Cistercian Studies; vol. 250).
Granat Y. No Angels Before the World? A Preexistence Tradition and Its Transformations from Second Temple Literature to Early PiyyuB // Tradition, Transmission, and Transformation from Second Temple Literature Through Judaism and Christianity in Late Antiquity / Ed. M. Kister, Η. I. Newman, M. Segal, R. A. Clements. Leiden; Boston: Brill, 2015 (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 113). P. 69-92.
Hannah D. D. Michael and Christ: Michael Tradition and Angel Christology in Early Christianity. Tübingen: Mohr Siebeck, 1999 (Wissenschaftliche Untersuchungen Zum Neuen Testament; Bd. 2. Reihe 109).
Hathaway R. F. Hierarchy and the Definition of Order in the Letters of Pseudo-Dionysius: A Study in the Form and Meaning of the Pseudo-Dionysian Writings. The Hague: M. Nijhoff, 1969.
Hoffmann M. The Destroyer and the Lamb. The Relationship Between Angelomorphic and Lamb Christology in the Book of Revelation. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005 (Wissenschaftliche Untersuchungen Zum Neuen Testament; Bd. 2. Reihe 203).
Hundley М. В. Of God and Angels: Divine Messengers in Genesis and Exodus in Their Ancient Near Eastern Context // JTS. NS. 2016. Vol. 67. No. l. P. 1-22.
Hurst. L. D. The Epistle to the Hebrews: Its Background of Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1990 (Society for New Testament Studies Monograph; vol. 65).
Kappes C. The Angel of Great Counsel and Angel-Redeemer. Reception of the Angelomorphic Christ // Let Us Be Attentive! Proceedings of the Seventh International Congress of the Society of Oriental Liturgy, Prešov (Slovakia), 9-14 July 2018 / ed. M. Liistraeten, B. Butcher, S. Hawkes-Teeples. Vol. 1. Münster: Aschendorff Verlag, 2020. P. 99-134.
Kister M. Hellenistic Jewish Writers and Palestinian Traditions: Early and Late // Tradition, Transmission, and Transformation from Second Temple Literature Through Judaism and Christianity in Late Antiquity / ed. M. Kister, H. I. Newman, M. Segal, R. A. Clements. Leiden: Brill, 2015 (Studies on the Texts of the Desert of ludah; vol. 113). P. 150-178.
Köckert M. Divine Messengers and Mysterious Men in the Patriarchal Narratives of the Book of Genesis // Angels. The Concept of Celestial Beings — Origins, Development and Reception / ed. F. V. Reiterer, T. Nicklas, K. Schöpflin. Berlin; New York: De Gruyter, 2007. P.51-78.
Leys R. L’Image de Dieu chez Gregoire de Nysse. Brussels; Paris: Desclee De Brouwer, 1951.
Louth A. John of Damascus on the Mother of God as a Link Between Humanity and God // The Cult of the Mother of God in Byzantium: Texts and Images/ed. L. Brubaker, M. B. Cunningham. Farnham; Burlington (VT): Ashgate, 2011. P. 153-161.
Mackie S. D. Seeing God in Philo of Alexandria: The Logos, the Powers, or the Existing One? // The Studia Philonica Annual. 2009. Vol. 21. P. 25-47.
Mason E. E. «You Are a Priest Forever». Second Temple Jewish Messianism and the Priestly Christology of the Epistle to the Hebrews. Leiden; Boston: Brill, 2008 (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 74).
McCruden К. B. A Body You Have Prepared for Me: The Spirituality of the Letter to the Hebrews. Collegeville (MN): Liturgical Press, 2013.
Meany J. The Image of God in Man According to the Doctrine of Saint John Damascene. Manila: San Jose Seminary, 1954.
Minov S. Satan’s Refusal to Worship Adam: A Jewish Motif and Its Reception in Syriac Christian Tradition // Tradition, Transmission, and Transformation from Second Temple Literature Through Judaism and Christianity in Late Antiquity / ed. M. Kister, H. I. Newman, M. Segal, R. A. Clements. Leiden: Brill, 2015 (Studies on the Texts of the Desert of ludah; vol. 113). P. 230-271.
Mitchel V. A. The Mariology of Saint lohn Damascene. Kirkwood (MO): Maryhurst Normal, 1930.
MoffittD. M. Atonement and the Logic of Resurrection in the Epistle to the Hebrews. Leiden; Boston: Brill, 2011 (Supplements to Novum Testamentum; vol. 141).
Muehlberger E. Ambivalence about the Angelic Life: The Promise and Perils of an Early Christian Discourse of Asceticism // 1ECS. 2008. Vol. 16. No. 4. P. 447-478.
Muehlberger E. Angels in Late Ancient Christianity. Oxford: Oxford University Press, 2013.
Nagel Р. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Mönchtums. Berlin: Akademie-Verlag, 1966 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur; Bd. 95).
Nash R. H. The Notion of Mediator in Alexandrian Judaism and the Epistle to the Hebrews // Westminster Theological Journal. 1977. № l. Vol. 40. P. 89-115
O’Laughlin M. Closing the Gap Between Antony and Evagrius // Origeniana Septima: Origenes in den Auseinandersetzungen des 4. Jahrhunderts / ed. W. A. Bienert, U. Kühneweg. Leuven: University Press; Peeters, 1999 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium; vol. 137). P. 345-354.
O’MearaD. J. Platonopolis: Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Clarendon Press, 2003.
Orlov A. A. The Enoch-Metatron Tradition. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005 (Texts and Studies in Ancient Judaism; vol. 107).
Orlov A. A. The Veneration Motif in the Temptation Narrative of the Gospel of Matthew: Lessons from the Enochic Tradition // Enoch and the Synoptic Gospels / ed. L. T. Stuckenbruck, G. Boccaccini. Atlanta (GA): SBL Press, 2016. P. 337-362.
Orlov A. A. The Glory of Invisible God: Two Powers in Heaven Traditions and Early Christology. London: T and T Clark, 2019 (Jewish and Christian Texts in Context and Related Studies; vol. 31).
Pavlos P. G. Theurgy in Dionysius the Areopagite // Platonism and Christian Thought in Late Antiquity / eds. L. F. Janby, E. K. Emilsson, T. T. Tollefsen. London: Routledge, 2019. P. 151-180.
Peers G. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium Berkeley; Los Angeles (CA): University of California Press, 2001.
Perczel I. Pseudo-Dionysius and the Platonic Theology // Proclus et la Theologie Platonicienne. Actes du colloque international de Louvain (13-16 mai 1998) en l’honneur de H. D. Saffrey etL. G.Westerink/eds. A. P. Segonds, C. Steel. Leuven; Paris: University Press; Les Belles Lettres, 2000 (Ancient and Medieval Philosophy: De Wulf-Mansion Centre Series I, 26). P. 491-532.
Perczel I. God as Monad and Henad: Dionysius the Areopagite and the Peri Archon // Origeniana Octava: Origen and the Alexandrian Tradition. Papers of the 8th International Origen Congress, Pisa, 27-31 August 2001 / ed. L. Perrone. Leuven: University Press; Peeters, 2003 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium; vol. 164). P. 1193-1209.
Perczel I. Revisiting the Christian Platonism of Pseudo-Dionysius // Jewish Roots of Eastern Christian Mysticism. Studies in Honor of Alexander Golitzin / ed. A. A. Orlov. Leiden: Brill, 2020 (Supplements to Vigiliae Christianae 160). P. 267-307.
Perl E. D. Theophany. The Neoplatonic Philosophy of Dionysius the Areopagite (SUNY Series in Ancient Greek Philosophy). Albany (NY): State University of New York Press, 2007.
PloydA. Participation and Polemics: Angels from Origen to Augustine // Harvard Theological Review. 2017. Vol. 110. No. 3. P. 421-439.
Ramelli I. L. E., transl., intro, comm. Evagrius’s Kephalaia Gnostika: A New Translation of the Unreformed Text from the Syriac. Atlanta (GA): SBL Press, 2015 (Writings from the Greco-Roman World; vol. 38).
Ricklefs N. An Angelic Community. The Significance of Beliefs about Angels in the First Four Centuries of Christianity. Ph.D. Dissertation. Macquarie University. Sydney, 2002.
RoquesR. L’Univers dionysien. Structure hierarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris: Editions du Cerf, 1983.
RöselM. Die himmlische Welt der Septuaginta. Angelologische Akzentuierungen am Beispiel des Danielbuches. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; Bd. 361). P. 232-243.
Rousse J. Les anges et leur ministere selon Saint Gregoire de Nazianze // Melanges de Science Religieuse. 1965. Vol. 22. P. 133-152.
Shaw G. Neoplatonic Theurgy and Dionysius the Areopagite I IJECS. 1999. Vol. 7. № 4. P. 5 73-599.
Sheldon-Williams, I. P. Henads and Angels:Proclus and the Pseudo-Dionysius // Studia Patristica. 1972. Vol. 9. P. 65-71.
Shoemaker S. /. Ancient Traditions of the Virgin Mary’s Dormition and Assumption. Oxford: Oxford University Press, 2006 (Oxford Early Christian Studies).
Shoemaker S. J. The Ancient Dormition Apocrypha and the Origins of Marian Piety: Early Evidence of Marian Intercession from Late Ancient Palestine // Presbeia Theothokou: The Intercessory Role of Mary across Times and Places in Byzantium (4th-9th Century) / Ed. L. M. Peltomaa, A. Külzer, P. Allen. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2015 (Österreichische Akademie der Wissenschaften. PhilosophischHistorische Klasse; Bd. 481, Veröffentlichungen zur Byzanzforschung; Bd. 39). P. 23-40.
Steiger P. D. The Image of God in the Commentary on Genesis of Didymus the Blind // Studia Patristica. 2006. Vol. 42. P. 243-247.
Steyn G. /. Addressing an Angelomorphic Christological Myth in Hebrews? // HTS Teologiese Studies/Theological Studies. 2003. Vol. 59. № 45. P. 1107-1128.
Steyn G. J. Hebrews’ Angelology in the Light of Early Jewish Apocalyptic Imagery // Journal of Early Christian History. 2011. Vol. 1. № 1. P. 143-164.
Stuckenbruck L. T. Angel Veneration and Christology. Tübingen: Mohr Siebeck, 1995 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; Bd. 2. Reihe 70).
Thomas S. T. «Taking Upon the Likeness of Angels»: Asceticism as the Angelical Life in Aphrahat’s Demonstrations I I Orthodox Monasticism Past and Present / ed. J. A. McGuckin. Piscataway (NJ): Gorgias Press, 2015 (Gorgias Eastern Christian Studies; vol. 22). P. 35-42.
Tobon M. Raising Body and Soul to the Order of the Nous: Anthropology and Contemplation in Evagrius // Studia Patristica. 2013. Vol. 57. P. 51-74.
TuschlingR. M. M. Angels and Orthodoxy. Tübingen: Mohr Siebeck, 2007 (Studien und Texte zu Antike und Christentum; vol. 40).
Vlad M. Dionysius the Areopagite on Angels Self-Constitution versus Constituting Gifts // Neoplatonic Demons and Angels / ed. L. Brisson, S. O’Neill, A. Timotin. Leiden: Brill, 2018 (Studies in Platonism, Neoplatonism, and the Platonic Tradition; vol. 20). P. 269-290.
Wagner-Wassen S. Mary and Metatron. The Apocalyptic Aspects of the Dormition Narratives. Marguette University, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/38529603/Mary and Metatron The Apocalyptic Aspects of the Dormition Narratives (дата обращения 04.10. 2020).
YoussefY. N. The Homily on the Archangel Michael Attributed to Severus of Antioch — Revisited // Bulletin de la Societe d’Archeologie Copte. 2003. Vol. 42. P. 103-117.
Zecher J. L. The Angelic Life in Desert and Ladder: lohn Climacus’s Re-Formulation of Ascetic Spirituality // TECS. 2013.Vol. 21. No. l. P. 111-136.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.