Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмемана как антиномия верующего разума и разумной веры
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-91-106Ключевые слова:
литургическое богословие, вера, разум, антиномия, символ, П. Флоренский, А. ШмеманАннотация
В статье рассматриваются символическое и историческое толкование литургии в работах священников Павла Флоренского и Александра Шмемана. В статье развиваетсятезис о том, что богословские символизм и историзм соотносятся с понятиями верующего разума и разумной веры как их частные проявления. В свою очередь, верующий разум и разумная вера представляют собой антиномию веры и разума. Даётся объяснение указанных терминов, в том числе символу и антиномии, которыми активно пользовались в своих работах рассматриваемые авторы. С помощью антиномического метода в статье показано различие символического и исторического восприятия богослужения как исключающих друг друга и вместе с тем делается вывод о том, что символизм и историзм нуждаются друг в друге и составляют единство для живого религиозного опыта. Автор статьи предлагает богословское осмысление литургии посредством равновесного сочетания символического и исторического подходов. Также целью работы является исследование богословско-философского наследия священников Павла Флоренского и Александра Шмемана с помощью сравнительного метода. Проведена попытка типологизации их философской мысли как, соответственно, «школы верующего разума» и разумной веры. На примере символической и исторической интерпретации малого входа на литургии показано, какие приоритеты выбираются священниками-философами, что их интересует в первую очередь: значение священнодействия, его духовная составляющая или смысл происходящего. На основании этого делается вывод о тяготении философской мысли П. Флоренского к мистицизму, а А. Шмемана - к рационализму (в духовном отношении - к созерцанию и рассуждению). Однако обращается внимание на неоднозначность такого определения богословских позиций.
Скачивания
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический проект, 2017.
Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 1., Т. 2. М.: Академический проект, 2017.
Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Академический проект, 2014.
Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, 2009.
Шмеман А., прот. Литургическое богословие. СПб.: Библиополис, 2003.
ЛИТЕРАТУРА
Андроник (Трубачев), игум. Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Книга 1. М.: Городец, 2012.
Булгаков С. Н. Священник отец Павел Флоренский // П. А. Флоренский. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 391–399.
Гаврюшин Н. К. Этюды о разумной вере. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.
Казарян А. т. Антиномия // ПЭ. 2001. Т. 2. С. 494–498.
Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. Минск: Лучи Софии, 2003.
Groth B. Philosoph und Theologe in dunkler Zeit. Grundzüge des religionsphilosophischen Denkens von Pavel Florenskij (1882–1937) // Из доклада, прочитаного во вторник 4 августа 2015 г. в рамках летней философской недели «Weisheit, Licht und Glanz», посвящённой русской религиозной философии, культуре и живописи, организованной при Akademie der Diözese Rottenburg-Stuttgart в местечке Вейнгартен. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akademie-rs.de/fileadmin/user_upload/ download_archive/religion-oeffentlichkeit/150803_groth_florenskij.pdf