Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмемана как антиномия верующего разума и разумной веры

Авторы

  • Горячев Даниил, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-91-106

Ключевые слова:

литургическое богословие, вера, разум, антиномия, символ, П. Флоренский, А. Шмеман

Аннотация

В статье рассматриваются символическое и историческое толкование литургии в работах священников Павла Флоренского и Александра Шмемана. В статье развиваетсятезис о том, что богословские символизм и историзм соотносятся с понятиями верующего разума и разумной веры как их частные проявления. В свою очередь, верующий разум и разумная вера представляют собой антиномию веры и разума. Даётся объяснение указанных терминов, в том числе символу и антиномии, которыми активно пользовались в своих работах рассматриваемые авторы. С помощью антиномического метода в статье показано различие символического и исторического восприятия богослужения как исключающих друг друга и вместе с тем делается вывод о том, что символизм и историзм нуждаются друг в друге и составляют единство для живого религиозного опыта. Автор статьи предлагает богословское осмысление литургии посредством равновесного сочетания символического и исторического подходов. Также целью работы является исследование богословско-философского наследия священников Павла Флоренского и Александра Шмемана с помощью сравнительного метода. Проведена попытка типологизации их философской мысли как, соответственно, «школы верующего разума» и разумной веры. На примере символической и исторической интерпретации малого входа на литургии показано, какие приоритеты выбираются священниками-философами, что их интересует в первую очередь: значение священнодействия, его духовная составляющая или смысл происходящего. На основании этого делается вывод о тяготении философской мысли П. Флоренского к мистицизму, а А. Шмемана - к рационализму (в духовном отношении - к созерцанию и рассуждению). Однако обращается внимание на неоднозначность такого определения богословских позиций.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Горячев Даниил, священник, Московская духовная академия

магистр богословия, аспирант второго года обучения МДА
141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический проект, 2017.

Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 1., Т. 2. М.: Академический проект, 2017.

Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Академический проект, 2014.

Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, 2009.

Шмеман А., прот. Литургическое богословие. СПб.: Библиополис, 2003.

ЛИТЕРАТУРА

Андроник (Трубачев), игум. Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Книга 1. М.: Городец, 2012.

Булгаков С. Н. Священник отец Павел Флоренский // П. А. Флоренский. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 391–399.

Гаврюшин Н. К. Этюды о разумной вере. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.

Казарян А. т. Антиномия // ПЭ. 2001. Т. 2. С. 494–498.

Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. Минск: Лучи Софии, 2003.

Groth B. Philosoph und Theologe in dunkler Zeit. Grundzüge des religionsphilosophischen Denkens von Pavel Florenskij (1882–1937) // Из доклада, прочитаного во вторник 4 августа 2015 г. в рамках летней философской недели «Weisheit, Licht und Glanz», посвящённой русской религиозной философии, культуре и живописи, организованной при Akademie der Diözese Rottenburg-Stuttgart в местечке Вейнгартен. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akademie-rs.de/fileadmin/user_upload/ download_archive/religion-oeffentlichkeit/150803_groth_florenskij.pdf

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

(1)
Горячев, Д. Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмемана как антиномия верующего разума и разумной веры. БВ 2020, 91-106.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории