«Аватон» и хозяйственное положение женских монастырей

Авторы

  • Ванькова А. Б. Института всеобщей истории РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2018-29-1-105-126

Ключевые слова:

аватон, женские монастыри, евнух, византийское светское законодательство, церковное законодательство, типикон, монахини, Комнины, Палеологи

Аннотация

В статье рассматривается «аватон» (τὸ ἄβατον) - запрет на доступ мужчин в женские монастыри, а также повседневная, в т.ч. хозяйственная, жизнь таких монастырей. Задачей данной статьи является анализ византийского законодательства по поводу «аватона» и исследование путей примирения строгих запретов и реальности. Нашими источниками стали в первую очередь законодательные акты и, кроме того, дошедшие до нас шесть типиконов женских монастырей эпохи Комнинов и Палеологов. Также приводятся примеры из ранней агиографии и Правил свт. Василия ВеликогоВ результате исследования были сделаны следующие выводы. Ктиторы женских монастырей пытались сделать как можно более замкнутой жизнь их обитательниц. Насельницы данных монастырей (но не прочих, как можно понять из ряда источников) не нуждались в зарабатывании на жизнь (даже одежда в некоторых монастырях не шилась самими сестрами, а покупалась на рынках), а потому их контакты с внешним миром легко было свести к минимуму. Даже там, где требовалось участвовать в мирской жизни, например при ведении хозяйственной деятельности монастыря, этим занимался ограниченный круг лиц. Допуск лиц мужского пола в монастырь был сведен всего к нескольким случаям: эконом (обычно евнух), врач (чаще евнух), священник (также зачастую евнух), рабочие, власти предержащие и родственники ктитора (не более одного-двух раз за год).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ванькова А. Б., Института всеобщей истории РАН

кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела истории Византии и Восточной Европы (центр истории Византии и восточнохристанской культуры Института всеобщей истории РАН)

Библиографические ссылки

Хосроев А. Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., 2004.

Vie (et récits) de l'abbé Daniel le Scétiote (VI siècle) / Ed. L. Clugnet. P., 1901.

Delehaye H. Deux typica byzantins de l'époque des Paléologues. Br., 1921. Gautier 1985 - Gautier P. Le typicon de la Theotokos Kecharitomene // REB. 1985. T. 43. P. 5-166.

Halkin F. Le corpus Athénien de saint Pachome. Genève, 1982. Lingenthal 1856 - Liber Juridicus Alphabeticus sive Synopsis Minor. Par. 2. Jus Graeco-Romanum / Hrsg. C. E. Z. von Lingenthal. Lipsiae, 1856.

Meyer Ph. Bruchstücke zweier τυπικὰ κτητορικά // BZ. 1985. Bd. 4. S. 45-58.

Pétridès S. Le typikon de Nil Damilas pour le monastère de femmes de Baeoniaen Crète (1400) // Известия Русского археологического института в Константинополе. 1911. Т. 15. С. 92-111.

Corpus Juris civilis. Vol. 3. Novellae Constitutiones / Ed. R. Schoell, Kroll. B., 1954.

Byzantine monastic foundation documents. A complete translations of the surviving founders' Typica and Testaments / Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000.

Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων τῶν τε ἁγίων καὶ πανευφήμων ἀποστόλων, καὶ τῶν ἱερῶν οἰκουμενικῶν καὶ τοπικῶν συνόδων, καὶ τῶν κατὰ μέρος ἁγίων πατέρων. Ἀθ., 1852. Т. 2.

Дионисий (Шленов), игум. Понятие «аватон» в христианской литературе и византийской монашеской традиции // БВ. 2016. № 22-23. Вып. 3-4. С. 264-296.

De Meester P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. R., 1948.

Frazee C. A. Late roman and byzantine legislation on the monastic life from the IV to the VIII centuries // Church history. 1982. Vol. 51.3. P. 263-279.

Galatariotou C. Byzantine women's monastic communities: The evidence of the Typica // JÖB. 1988. Bd. 38. S. 263-291.

Hero A. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, abbess of the convent of Philanthropos Soter in Constantinople // BF. 1985. Bd. 9. S. 119-147.

Janin R. Les monasteries du Christ Philanthrope à Constantinople // REB. 1946. Vol. 4. P. 135-162.

Janin R. La géographie ecclésiastique de l'empire byzantin. Première partie.

Le Siège de Constantinople. T. 3. Les églises et les monastères. P., 1969.

Leclercq J. Feminine monasticism in the twelfth and thirteenth centuries // The continuing quest for God: Monastic spirituality in traditio and transition / Ed. W. Skudlarek. Collegeville. 1982. P. 115-126.

Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel: Historischprosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // JÖB. 2008. Bd. 58. S. 87-106.

Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d'Orient. 1906. Vol. 9. № 56. P. 21-25.

Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / Hrsg. E. Trapp, R. Walther, H.-V. Beyer [et al.] [Электронный ресурс]. W., 2001. Электрон. дан. и прогр. 1 CD-ROM.

Skoulatos B. Les personnages byzantins de l'Alexiade. Louvain, 1980.

Talbot A.-M. A Comparaison of the monastic experience of Byzantine men and women // GOTR. 1985. Vol. 30.1. P. 1-20.

Talbot A.-M. Empress Theodora Palaiologina, wife of Michael VIII // DOP. Vol. 46. 1992. P. 295-303.

Загрузки

Опубликован

2018-06-15

Как цитировать

(1)
Ванькова, А. Б. «Аватон» и хозяйственное положение женских монастырей. БВ 2018, 105-127.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории