Принцип дополнительности Нильса Бора и православное богословие
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450/2017-28-1-57-71Ключевые слова:
дополнительность, синтез, Шестоднев, экзегетика, космология, познание, гносеология, эпистемиология, гуманитарное знание, естественнонаучное знание, картина мира.Аннотация
Одной из важнейших проблем современной науки является построение эпистемологической модели единства научного знания. И в этой связи особый интерес проявляется к принципу дополнительности — одному из фундаментальных в современной физике, который был сформулирован ровно девяносто лет назад выдающимся датским физиком Нильсом Бором для объяснения противоречий в описании квантовых явлений. Сегодня в академической среде все чаще слышатся высказывания о том, что принцип дополнительности может стать той универсалией, на основе которой возможно объединить не только известные физические теории, но и все естественнонаучное и гуманитарное знание, накопленное человеческой культурой. Отсюда возникает вопрос о месте принципа дополнительности в православной богословской науке. В статье рассматриваются аспекты применения гносеологического принципа дополнительности Н. Бора для решения некоторых актуальных задач апологетики, догматического и библейского богословия. К таковым, в частности, относятся проблемы богословского осмысления творения мира и человека, а также построение диалога между богословской естественной наукой. Автор показывает, как идея дополнительности может быть применима при решении вопросов практической экзегезы первой главы книги Бытия (так называемого Шестоднева), гармонизации святоотеческих толкований, а также в деле разработки комплексной эпистемологической модели, где местом встречи компетенций естественной науки и богословия становится область космологии.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ефрем Сирин, прп. О рае // Ефрем Сирин, прп. Творения. М., 1995. Т. 5. С. 258–296.
Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия // Творения. М., 1995. Т. 6. С. 205–337.
Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2004.
Александр (Урбанович), иерод. Возникновение мира: современная наука и святоотеческая экзегеза. URL: http://www.pravoslavie.ru/31197.html (дата обращения 1.02.2018).
Бабич В. В. О принципах диалога богословия и науки (от диалога к методологическому единству парадигм) // Ценности и смыслы. 2011. № 3 (12). С. 125–137.
Елеонский Н., прот. История происхождения небес и земли. Сотворение мира. Рай. Грехопадение. Опыт истолкования Быт. 1,1–3, 24 // ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 104–124, 153–164; Кн. 2. С. 34–63; 1873. Кн. 3. С. 9–35.
Кирьянов Д., прот. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. URL: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html (дата обращения 1.02.2018).
Копейкин К., прот. Нужен диалог // Троицкий вариант — Наука. 2016. № 3 (197). С. 11.
Макаров А. Б. Принцип дополнительности Н. Бора и проблема его статуса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 98–109. [Makarov A. B. 2012.
Мумриков О., прот. Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект. Сергиев Посад, 2013.
Мушич-Громыко В. Г. Дифференциация гуманитарным восприятием принципа дополнительности Н. Бора: проблема поверхностного прочтения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 33–41.
Панагопулос И. Толкования Священного Писания у Отцов Церкви в 2 т. М., 2013.
Порус В. Н. Дополнительности принцип // НФЭ. Т. 1. М., 2010. С. 691–692.
Симанов А. Л. Методологические принципы физики: общее и особенное. Новосибирск, 1992.
Симонов В. М. Принцип дополнительности как методологическая основа интеграции гуманитарного и естественнонаучного знаний // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. `2005. № 1. С. 7–11. [Simonov V. M.
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2011.
Флоренский П., свящ. На Маковце // Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики). М., 1990. Т. 2. С. 17–25.
Цыпин Л., прот. Вселеннная, космос, жизнь — три дня творения. К., 2008.
Шрёдингер Э. Мой взгляд на мир. М., 2009.