Новое свидетельство полемики о том, может ли человечество Христа созерцать Его Божество

Авторы

  • Калинин Максим Глебович Московская духовная академия, Общецерковная аспирантура и докторантура Русской Православной Церкви

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2019-34-247-261

Ключевые слова:

христология, Церковь Востока, восточносирийская мистическая традиция, раббан Афнимаран

Аннотация

В статье опубликован фрагмент анонимного комментария на «Главы о ведении» раббана Афнимарана, восточносирийского мистика VII века. Этот фрагмент представляет большой интерес, поскольку содержит новые сведения о богословской полемике, развернувшейся в Церкви Востока в VIII в. Эта полемика, сопоставимая по масштабами значимости с паламитскими спорами в Византии, касалась проблемы границ богопознания и прежде всего вопроса о том, способна ли человеческая природа Христа созерцать Его божественную природу. Сведений об этой полемике сохранилось относительно мало, что делает новое публикуемое свидетельство особенно ценным. После краткой характеристики «Глав о ведении» раббана Афнимарана в статье предлагается перевод комментария на главу 90 и анализ этого текста. Особое внимание уделяется термину yaddūʕtānā, «знающий», который раббан Афнимаран использует применительно к человеческой природе Христа. Комментарий на главу 90 — важное свидетельство того, что тезис о способности человеческой природы Христа созерцать Его Божество был характерным для восточносирийского мистического движения (или, по крайней мере, для одной из монашеских традиций внутри этого движения).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Калинин Максим Глебович, Московская духовная академия, Общецерковная аспирантура и докторантура Русской Православной Церкви

магистр богословия, старший преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви
115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1.

Библиографические ссылки

Источники

Die Briefe 42–58 des Ostsyrischen Patriarchen Timotheos I / hrsg. M. Heimgartner. Lovanii: Peeters, 2012. (CSCO; vol. 644. Scriptores syri; t. 248).

Ibn Aṭ-Ṭayyib. Fiqh An-Nasrānīya. «Das Recht der Christenheit» / hrsg. W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain: Imprimerie Orientaliste; L. Durbecq, 1957. (CSCO; vol. 167; Scriptores arabici; t. 18).

Iosephi Diuini Hazaiae Capita gnostica nunc primum reperta, collecta, edita / ed. M. Kalinin. Monte Athone; Aquinci; Moscouiae: Interpress, 2018.

Kitāb taʕālīm al-ʔab Yūḥannā ad-Dalyāṯiyy al-maʕrūf bism aš-Šayḫ ar-Rūḥāniyy, ʕan al-maḫṭūṭāt 163, 184 nuskiyāt bi-maktabat Dayr al-Qiddīsa al-ʕAḏraʔ Maryam (as-Suryān). Wādī al- Naṭrūn: Dayr as-Suryān, 1998 [Книга поучений отца Иоанна Дальятского, известного под именем Духовного Старца, по аскетическим рукописям 163 и 184 в библиотеке монастыря Святой Девы Марии ([монастыря] сирийцев) (на араб. яз.)].

Les six Centuries des «Kephalaia gnostica» d’Évagre le Pontique / éd., trad. par A. Guillaumont. Paris: Firmin-Didot et Ciz, 1958. (PO; vol. 28/1).

Liber superiorum, seu Historia Monastica, auctore Thoma, Episcopo Margensi. Liber Fundatorum Monasteriorum in regno Persarum et Arabum. Homiliae Mar-Narsetis in Joseph. Documenta Patrum de quibusdam verae fidei dogmatibus / ed. P. Bedjan. Parisiis; Lipsiae: Otto Harrassowitz, 1901.

Woodbrooke Studies: Christian Documents in Syriac, Arabic and Garshūni. Vol. 7: Early Christian Mystics / ed. and transl. by A. Mingana. Cambridge: W. Heffer and Sons, 1934.

Иосиф Хаззайя. О молитве в месте ясности / пер. М. Г. Калинина, комм. А. М. Преображенского // БТ. 2018. Вып. 47–48. С. 526–539.

Книга собеседований Илии, митрополита Нисивина, c везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал- Хусайном ибн ‘Алӣ ал-Магрибӣ и Послание митрополита Илии везиру / предисловие, критическое издание арабского текста и перевод Н. Н. Селезнева. М.: Грифон, 2018.

Литература

Бёлэ Р. Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мисти- ческой традиции. М.: издательский дом «Познание», 2019 (в печати).

Преображенский А. М., Калинин М. Г. Раббан Афнимаран, восточносирийский мистик VII в., и новоидентифицированный арабский перевод его сотниц. Часть 1 // БВ (в печати).

Трейгер А. Могло ли человечество Христа созерцать Его божество? Спор VIII века между Иоанном Дальятским и Тиматеосом I, Католикосом Церкви Востока // Символ. 2009. № 55. С. 121–150.

Beulay R. La lumière sans forme: Introduction à la mystique syro-orientale. Chevetogne: éditions de Chevetogne, 1987.

Briquel-Chatonnet F. Manuscrits syriaques de la Bibliothèque nationale de France (n° 356–435, entrés depuis 1911), de la Bibliothèque Méjanes d’Aix-en-Provence, de la Bibliothèque municipale de Lyon et de la Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg: Catalogue. Paris: Bibliothèque nationale de France, 1997.

Furlani G. Il manoscritto siriaco 9 dell’India Office // Rivista degli studi orientali. 1923–1924. Vol. 10. P. 315–320.

Kaplan A. Expertise paléographique du ms. Syr Bagdad 210 en vue de sa datation // Bulletin de l’Académie belge pour l’étude des langues anciennes et orientales. 2013. № 2. P. 105–121.

Mingana A. Catalogue of the Mingana Collection of Manuscripts. Vol. 1. Cambridge: W. Heffer and Sons, 1933.

Ramelli I. Evagrius’s Kephalaia Gnostika. A New Translation of the Unreformed Text from the Syriac. Atlanta: SBL Press, 2015.

Treiger A. Could Christ’s Humanity See His Divinity? An Eighth-century Controversy Between John of Dalyatha and Timothy I, Catholicos of the Church of the East // Journal of the Canadian Society for Syriac Studies. 2009. Vol. 9. P. 3–21.

Загрузки

Опубликован

2021-02-01

Как цитировать

(1)
Калинин, М. Г. Новое свидетельство полемики о том, может ли человечество Христа созерцать Его Божество. БВ 2021, 247-261.

Выпуск

Раздел

Восточно-христианская литература

Категории