Ветхий Завет в свете божественного πάθος. Христианская и иудейская теология страдающего Бога в XX веке: Теренс Фретхайм и Авраам Хешель
DOI:
https://doi.org/10.31802/%20GB.2025.57.2.003Ключевые слова:
Ветхий Завет, антропоморфизмы, страдающий Бог, Шхина, Теренс Фретхайм, Авраам ХешельАннотация
В статье анализируется концепция Божественного πάθος в Ветхом Завете и её интерпретация в христианской и еврейской богословских традициях, в частности у двух авторов: Авраама Хешеля и Терренса Фретхайма. Цель исследования заключается в том, чтобы показать, как в библейских текстах сочетаются представления о неизменности и бесстрастии Бога с описанием таких Его эмоциональных реакций, как гнев, раскаяние и сострадание. Особое внимание уделяется тому, как идея вовлеченности Бога в события мира (и Израиля) трансформировалась под влиянием эллинистической философии, соединяясь с доктриной Божественного бесстрастия (apatheia). В статье использованы систематический и сравнительный методы в анализе подходов к описанию доктрины Божественного πάθος: библейскому представлению о живом, динамичном и страстном Боге, вовлеченном в мировую историю, противопоставлен греческий античный философский принцип, основанный на идее неподвижного, самодостаточного и бесстрастного Абсолюта; также использован библейский метод буквального понимания текста Писания. В итоге автор подчеркивает необходимость интеграции библейского повествования, описывающего Божественный πάθος, и философской доктрины бесстрастия, основанной на метафизике.
Скачивания
Библиографические ссылки
Tertullianus. Adversus Marcionem // PL. T. 2. Col. 239A-524B.
Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер. И. В. Купреевой. Москва: Канон, 1995. С. 123-165.
Тертуллиан Квинт Септимий. Против Макриона: в 5-ти кн. / пер. с лат. А. Ю. Братухина. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2010.
Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен / пер. Е. Д. Матусовой // Ин-т философии РАН. Историко-философский ежегодник. 2002 г. Москва: Наука, 2003. С. 135-175.
Фома Аквинский. Сумма Теологии. Ч. 1. Москва: Элькор-МК, 2002.
Бардыкова И. В. Концепт страдания в русской философии культуры // Вестник ТГУ. 2007. Вып. 5 (49). С. 314-318.
Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие, 1998.
Мольтман Ю. Наука и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. Москва: ББИ, 2005.
Морескини К. История патристической философии. Москва: ГЛК, 2011.
Розенцвейг Ф. Звезда избавления. Москва: Мосты культуры, 2017.
Стрельцов А. М. Основания современного пассибилизма и проблема его совместимости с античной философской теологией // Идеи и идеалы. 2019. № 2-1. С. 155-170.
Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Москва: Мосты культуры, 2004.
Balthasar H. U., von. Theo-Drama: Theological Dramatic Theory. Vol. 5: The Last Act. San Francisco (Ca.): Ignatius Press, 1998.
Bauckham R. Only the Suffering God Can Help: Divine Passibility in Modern Theology // Themelios. An International Journal for Pastors and Students of Theological and Religious Studies. April, 1984. Vol. 9. Iss. 3: The Gospel Coalition. P. 6-12.
Birnbaum D. God and Evil: A Unified Theodicy / Theology / Philosophy. New York (N.Y.): J. Levine / MILLENNIUM, 1986.
Calvin J. Commentaries on the Twelve Minor Prophets. Vol. I: Hosea. Edinburgh: Calvin Translation Society, 1846.
Fretheim T. E. The Suffering of God: An Old Testament Perspective. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1984.
Gavriluyk P. L. The Suffering of the Impassible God. Oxford: Oxford University Press, 2005.
Heshel A. J. The Prophets. New York (N.Y.): Harper Perennial Modern Classics, 2001.
Hughes H. M. The Christian Idea of God. London: Duckworth, 1936.
Law R. D. Kenotic Christology // Fergusson D. The Blackwell Companion to Nineteenth-Century Theology. Chichester: Wiley-Blackwell, 2010. P. 251-279.
Moltmann J. The Trinity and the Kingdom: The Doctrine of God. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1993.
Mozley J. K. The Impassibility of God, a Survey of Christian Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1926.
Pannenberg W. The Appropriation of the Philosophical Concept of God as a Dogmatic Problem of Early Christian Theology // Basic Questions in Theology. Vol. II. Philadelphia (Pa.): Fortress Press, 1971. P. 119-183.
Vanhoozer K. J. Remythologizing Theology: Divine Action, Passion, and Authorship. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. (Cambridge Studies in Christian Doctrine; vol. 18).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.





