Святые Кирилл и Мефодий накануне славянской миссии

Авторы

  • игумен. Дионисий (Шленов) Московская Духовная Академия
  • иером. Леонтий (Козлов) Московская Духовная Академия

Ключевые слова:

Святые Кирилл и Мефодий, славянская миссия×, житие, Великая Моравия

Аннотация

После своего возвращения в Константинополь (из Хазарской миссии) братья Кирилл и Мефодий в очередной раз расстались друг с другом. «Философ же пошёл в Царьград и, повидав царя, – сообщается о Кирилле в его Житии, – жил тихо, молясь Богу, пребывая в церкви святых Апостолов». Из этих слов видно, что он не возвратился ни к своей преподавательской деятельности, ни к делам в патриаршей канцелярии, но жил уединённо при храме Святых Апостолов. Впрочем, возможно ли, чтобы столь выдающийся человек, каким был Кирилл, проживал на полном церковном пансионе в праздности и бездействии? Едва ли можно согласиться с таким утверждением.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

игумен. Дионисий (Шленов), Московская Духовная Академия

кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии

иером. Леонтий (Козлов), Московская Духовная Академия

архиерей Русской православной церкви, епископ Воронежский и Лискинский

Библиографические ссылки

Ταχεάος Ά. Αίμ. Ν. Κύριλλος καί Μεθόδιος. ΟΙ θεμελιωτές της αρχαίας σλαβικής γραμματείας. Θεσσαλονίκη, 1992. Σ. 89.

Tachiaos Anthony-Emil. N. Cyril and Methodius of Thessalonica. The acculturation of the Slavs. St. Vladimir's Seminary Press. Crestwood, New York, 2001. P. 55-75.

Λουγγής. Κονσταντίνου Ζ' Πορφυρογέννητου De administrando imperio. Σ. 102-106.

Bowlus C. R. Franks, Moravians and Magyars: The Struggle for the Middle Danube, 788-907. University of Pennsylvania Press, Philadelphia, 1995.

Eggers М. Das «Gross-marische Reich» - Realitat oder Fiktion? Stuttgart, 1995.

Кгоп-steiner О. Salzburg und die Slawen. Mythen und Tatsachen uber die Entestehung der altenslawischen Schriftsprache // Die Slawischen Sprache 2.1982. S. 27-51.

irkfelner C. Methodius Archiepiscopus Superioris Moraviae oder Anmerkungen uber die historische-geographische Lage Altmahrans (Vorlaufige Stellungnahme zu jungsten hyperkritischen Lokalisierungversuche) // Leben und Werk. S. 33-38.

Birnbaum H. Where was the Centre of the Moravian State? // American Contributtons to the Eleventh international Congress of Slavists. Columbus, OH, 1993. P. 11-23; его же. The Location of Great Moravia Revisited // BS 54. 1992. P. 336-338.

Birnbaum H. Zum (hofentlich) letzenmal uber den weitgereisten Method und die LageAltmahrens // BS 57.1996. P. 188-193.

Birnbaum H. The Location of Great Moravia Revisited // BS 54. 1992. P. 336-338.

Dimitroukas /. Ch. Reisen und Verkehr im Byzantinischen Reich vom Anfangdes 6. Jhr. Bis zu Mitte des 11. Jhr. Athens 1997.

Angelov D. Obrazuvane па balgarska narodnost. Sofia, 1971.

Gelj F. Византийское посольство Великой Моравии на политическом фоне тогдашней Европы // Magna Moravia 1965. Р. 85-119.

Criuec F. Konstantin und Methody Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960. S. 54-57.

В. Η. Флоря. К вопросу о целях моравского посольства в Константинополе (начала 60-х годов IX в.) // Славянские древности. Этногенез. Материальная культура Древней Руси. Киев, 1980. С. 107- 117.

Прохоров Г. М. Глаголица среди миссионерских азбук // ТОДРЛ 45. 1992. С. 178-199.

Jagic V. Die sla-wischen Composite in ihrem sprachgeschichtlichen Auftreten // Archiv fur slavi-sche Philologie XX. 1898. S. 519-566.

Jagic V. Entste-hungsgeschichte der Kirchenslavischen Sprache. S. 299-421.

Schumann К. Die griechischen Lehnbildungen und Lehnbeteutungen im Aitbulgarischen. Berlin-Wiesbaden, 1958.

Zett R. Beitrage zur Geschichte der Nominalkomposita im Ser-bokroatischen. Die altserbische Periode // SF 9. Koln-Wien, 1970.

Molnar N. The Caiques of Greek Origin in the Most Ancient Old Slavic Texts. A Theoretical Examination of Caique Phenomena in the Texts of the Archaic Old Slavic Gospel Codices // SF 47. Koln-Wien, 1985.

Ходова К. К вопросу о синтаксических грецизмах в древнерусском литературном языке // РВ XI. 1987/4. С. 41-54.

Vaillant А. La preface de l'evangeliaire vieux-slave // Revue des Etudes slaves XXIV. 1948. P. 5-20.

Великая Моравия: ее историческое и культурное значение. М., 1985.

Лавров 1930-Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Ленинград, 1930. - Труды Славянской комиссии. Т. I.

Флоря В. Н. Сказания о начале славянской письменности. Москва, 1981.

Dittrich Z. R. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962. Dvornik 1933 - Dvornik F. Les lendes de Constantin et de Methode vues de Byzance. Prague, 1933.

Dvornik F. Byzantine Missions Among the Slavs. SS. Constantine-Cyril and Methodius New Brunswick, NJ, 1970.

Grauss F. L'Empire de la Grand-Moravie, sa situation dans l'Eu-rope et sa structure interieure // Das grossmahrische Reich. Tagung der wissen-schaftlichen Konferenz des Archaologischen Instituts des Tschechoslowakischen Akademie des Wissenschaften. Prague, 1966. P. 133-262.

Havlik L. Velka Morava a stredoevropsti Slovane. Prague, 1964. Konstantin Kiril Filosof 1971 - Konstantin Kiril Filosof. Dokladi ot Simposiuma posveten na 1100-godisninata ot smartta mu. Sofia, 1971.

Magna Moravia. Commentationes ad memoriam missionis byzantinae ante XI saecula in Moraviam adventus editae. Opera Universitatis Purkynianae Brunensis. Facultas Philosophica 102. Prague, 1965.

Tachiaos А.-Е. Some Controversial Points Relating to the Life and Activity of Cyril and Methodius // CM 17, 18. 1993, 1994. P. 98- 140.

Vaillant A. Textes vieux-slaves. Vols. I-II. Paris, 1968.

Загрузки

Опубликован

2024-11-12

Как цитировать

(1)
Шленов, Д.; Козлов, Л. Святые Кирилл и Мефодий накануне славянской миссии. БВ 2024, 137-164.

Выпуск

Раздел

Исслед., статьи и публикации по наукам богословским, философским и историческим