Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 2: XVII в.

Авторы

  • Георгий (Рамазян), иеродиакон Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.50.3.006

Ключевые слова:

Русская Церковь, Армянская Церковь, Московское государство, русско-армянские межконфессиональные отношения, армянское вероучение, русско-армянская литература

Аннотация

В настоящей статье рассматривается тяжёлое положение Армянской Церкви в XVII в. в период господства в Закавказье Османской Турции и Сефевидского Ирана, поиск армянскими иерархами путей освобождения страны и Церкви, начало русско-армянских межконфессиональных отношений, переписки и посольства в Московское государство в XVII в. в надежде на его помощь. Материалом для исследования является русская и армянская литература XVII в. (а также и грузинские, персидские и европейские источники), в том числе некоторые дела Посольского приказа и другие архивные документы (РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией и др.), высочайше жалованные грамоты, послания и переписка иерархов Армянской Церкви и светских деятелей (князей, купцов и т. д.) с Российским правительством и др. В ходе изучения данных письменных источников выявлено, что вероучение Армянской Церкви на Руси по-прежнему оценивается в основном как «еретическое». Однако, несмотря на разногласия в церковном догматическом учении, в XVII в. происходит увеличение русско-армянских контактов, углубление торгово-экономических, политических, культурных и конфессиональных связей и взаимоотношений. Особенно активно стали развиваться русско-армянские отношения при московском царе Алексее Михайловиче (1645–1676 гг.), к которому и обратились за помощью в деле освобождения христианской Армении от мусульманского ига предводители армянского народа — Эчмиадзинский и Гандзасарский армянские католикосы-патриархи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Георгий (Рамазян), иеродиакон, Московская духовная академия

кандидат богословия, преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

armen-ramazyan@mail.ru

Библиографические ссылки

, март 26. Росписание, сообщенное в Посольский приказ из Таможенного приказа о товарах, какие привезены в Москву Армянскими купцами // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. б/№. Л. 1–3.

, апр. 19. Дело по челобитию вышедшаго из Крыму пленнаго Армянина Серкиски, во крещении Кириллы о пожаловании Его за выход поденным кормом // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. б/№. Л. 1–15.

, март 14. Челобитная Армянина Тавакалова о даче ему Грамоты для свободнаго с товарами проезда по разным городам // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. б/№. Л. 1–5.

Переговоры в Посольском приказе с персидским послом по вопросам Грузии и Кавказа // РГАДА. Ф. 77. Сношения России с Персией. Д. 13. Л. 1 — 35 об.

, дек. Челобитная сорока человек Армян Степана, Моисея с товарищи о дозволении им в бытность их для торговли в Российском Государстве, ходить в российские церкви, исповедываться у Российских Священников и приобщаться святых тайн, как содержащим христианскую веру, чтобы в отдалении от церквей своих не помирать без покаяния // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. 4. Л. 1–3.

август 8. — 1669 г. июнь 29. Прошение толмача Василия Даудова царю о выдаче его братьям и мастерам ковровых и шелковых дел проезжей грамоты из Персии в Россию // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Д. 4. Л. 1–5.

, дек. 2. [Письмо к царю Алексею Михайловичу] от Армянскаго Патриарха Петра о согласии и одобрении от Армянской компании заключеннаго в Москве о торговле договора и о принятии предохранительных мер к поддержанию сей торговли // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп.1. Д. 3. Л. 4 об. — 6.

, апр. 24. Бытность у Государевой руки во время праздника С. Пасхи торговых армян // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–5.

, апреля 17. Бытность у Государевой руки во время праздника Св. Пасхи торговых армян // РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–2.

, апреля 12. Бытность у Государя о Празднике Пасхи торговых армян и дача им корму и питья. РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–3.

, апр. 29. Бытность у Государя у руки по случаю Пасхи торговых Армян, в Москве пребывающих // РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–2.

, апреля 8. Бытность торговых Армян у руки Государевой и дача им за то корму и пития // РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–2.

, апреля 19. Бытность у государей у руки в день Пасхи торговых армян и дача им вместо стола и питья // РГАДА. Ф. 100. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–3.

Письмо католикоса Акопа Джугаеци царю с просьбой о покровительстве армянам от притеснений персидского правительства // РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. Д. 2. Л. 5–6.

О даче живописцу иноземцу Армянския веры Богдану Салтанову Государева жалования, жилья и корму, для его иноземчества // РГАДА. Ф. 396. Архив Московской Оружейной палаты (объединенный фонд). Оп. 1. Ч. 8. № 11011. Л. 1–5.

Приходная книга печатных пошлинных денег, июль 1674 г.// РГАДА. Ф. 233. Печатный приказ. Оп. 1. Ед. хр. 183. Л. 138.

Старообрядческий сборник XVIII века. Беседа о нескольких делателях и послания Аввакума // РГАДА. Ф. 196. Рукописное собрание Ф. Ф. Мазурина. Оп. 1. Д. 701. Л. 70 об. — 119.

Указ шаха Сафи Сефевида от 1634 г. о передаче Гандзасарского патриаршества после смерти католикоса Иоаннеса католикосу Григору // Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Ереванский Матенадаран). Фонд «Католикосский архив». Пап. 2а. Док. № 34а.

, март 26. Сообщение Таможенного приказа в Посольский приказ о товарах, привезенных в Москву армянскими и азербайджанскими купцами // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Том I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 3–4.

, апрель 20. Челобитье армянина Саркиса Аванесова, выходца из Крыма, принявшего русское подданство // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 4–8.

, март 14. Челобитная И. Тавакалова о выдаче ему грамоты для свободной торговли в России // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 8–10.

Переговоры в Посольском приказе с персидским послом по вопросам Грузии и Кавказа // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 10–21.

, март 28 – август 20. Приезд из Испагани в Москву представителя армянской торговой компании купца ходжа Закара Саградова с алмазным троном и другими дарами царю Алексею Михайловичу // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 21–34.

Челобитная сорока армян, приехавших из Персии в Россию, о разрешении им исповедаться в русской христианской церкви // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 43–44.

, декабрь 21. — 1667, сентябрь 3. Переговоры представителей армянской торговой компании Степана Рамадамского и Григория Лусикова с русским правительством об условиях заключения торгового договора и торговый договор 31 мая 1667 г. // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 44–64.

Письмо Закара Саградова Алексею Михайловичу об отправке в Москву художника Богдана Салтанова — автора копии «Тайной вечери» // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 41–42.

, август 8. — 1669, июнь 29. Прошение толмача Василия Даудова царю о выдаче его братьям и мастерам ковровых и шелковых дел проезжей грамоты из Персии в Россию // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 67–69.

Письмо кандзасарского патриарха Петра Алексею Михайловичу с просьбой покровительствовать испаганским армянским купцам и всему армянскому народу // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 91–92.

, январь 3. Допрос в Посольском приказе армян-доминиканцев, прибывших по поручению шаха в Москву для поездки к римскому папе // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 96–97.

, декабрь 28. О предоставлении армянским купцам двора в Нижних Садовниках // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 126.

Предоставление торговых дворов армянским и индийским купцам в Москве // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 126–129.

, апреля 19-го. Французский перевод послания армянских меликов к Римскому папе // Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом: Документы, извлеченные из Московскаго Главнаго и С.-Петербургскаго архивов Министерства иностранных дел, Австрийскаго придворнаго и Государственнаго архива, Королевско-Баварскаго тайнаго государственнаго архива и других учреждений. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898. [№ 2]. С. 2–6 (на франц. яз.).

, апреля 29-ro. Послание армянских меликов к царю Петру Алексеевичу // Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898. [№ 7]. С. 21–24.

, апреля 29-ro. В переводе с листа (= № 7), каков писали к великому государю Персицкие страны старшина с Израилемь Орием // Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898. [№ 7]. С. 24–28.

, апреля 29-го. Послание армянских меликов к Пфальцкому курфирсту Иоанну Вильгельму. (Мюнхенский государственный архив) // Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898. [№ 5]. С. 9–16 (на лат. яз).

, апреля 29-го. Представленное Израэлемь Орием послание армянских меликов на имя царя Петра Алексеевича // Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898. [№ 6]. С. 17–20 (на арм. яз).

Анания Санахнеци. Об иконопочитателях / пер. с др.-арм., вступ. ст. и примеч. А. С. Рамазяна // Богословский вестник. 2017. Т. 1–2 (24–25). С. 592–616.

Аракел Даврижеци. Книга истории / пер. с арм. Л. А. Ханларян. Москва: Наука, 1973.

Белокуров С. А. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию 1637–1640 // Христианское чтение. 1884. № 3–4. С. 438–488.

Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из МГАМИДа. Вып. 1: 1578–1613 гг. Москва: Универ. тип., 1889. (Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете»). С. 262–265.

Вртанес Кертог. Об иконоборцах / предисл., пер. с др.-арм. и коммент. А. С. Рамазяна // Богословский вестник. 2015. № 3–4 (18–19). С. 393–425.

Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары: 1634–1637 гг. / ред. и предисл. С. О. Долгова. Москва: Книга по Требованию, 2011.

Закарий Акулисский. Дневник. Ереван: АрмФАН, 1939.

Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений 1615–1640 / под ред. М. А. Полиевктова. Тбилиси: Изд. Тбилисского государственного университета, 1937.

Мсерианц Л. З. Армянские источники о смутном времени // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. Ч. 344. № 11. Отд. 2. С. 35–43.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / введ., пер., примеч. и указ. А. М. Ловягина. Санкт-Петербург: Изд. А. С. Суворина, 1906.

Пермская летопись. Третий период / сост. В. Шишонко. Пермь: Тип. Губернской земской управы, 1884.

Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань: Тип. губернского правления, 1857.

Письмо католикоса Акопа Джугаеци царю с просьбой о покровительстве армянам от притеснений персидского правительства // Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван: АН АрмССР, 1953. С. 98, 257–258.

Проскинитарий. Хождение строителя старца Арсения Суханова в 7157 (1649) году в Иерусалим и в прочие места / [Иеромонах Арсений (Суханов)]. Казань: Универ. тип., 1870.

ПСЗ РИ. Собрание I. Т. I (1649–1675). Санкт-Петербург: Тип 2 Отд. Собств. Его Импер. Вел. Канц., 1830. С. 692–695.

Путешествие Шардена по Закавказью в 1672–1673 гг. / пер. Е. В. Бахутовой, Д. П. Косовича. Тифлис: Скоропечатня М. Мартиросянца, 1902.

Симеон Лехаци. Путевые заметки / пер. М. О. Дарбинян. Москва: Восточная литература, 1965.

Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1833.

Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. II. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1838.

Указ шаха Аббаса I Сефевида от 1610 г. бегларбеку Еревана, Амир-Гуна хану, коим предписывается произвести на месте расследование относительно похищения мощей Рипсиме, совершенного католическими священниками // Персидские документы Матенадарана. Указы. Вып. II (1601–1650 гг.) / пер. А. Д. Папазяна. Ереван: АН АрмССР, 1959. С. 321–322.

Хождение купца Федота Котова в Персию / пер. Н. А. Кузнецовой. Москва: Восточная литература, 1958.

Эзов Г. А. Сношения Петра Великаго с армянским народом: Документы, извлеченные из Московскаго Главнаго и С.-Петербургскаго архивов Министерства иностранных дел, Австрийскаго придворнаго и Государственнаго архива, Королевско-Баварскаго тайнаго государственнаго архива и других учреждений. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1898.

Մելիքսեթ-Բեկ Լ. Վրաց աղբյուրները Հայաստանի և հայերի մասին. Հատ. Բ. Երևան: Մելքոնյան ֆոնդի հրատ., 1936. [Меликсет-Бек Л. Грузинские источники об Армении и армянах. Т. 2. Ереван: Изд. фонда «Мелконян», 1936].

Агаян Ц. П. Роль России в исторических судьбах армянского народа. Москва: Наука, 1978.

Агаян Ц. П. Россия в судьбах армян и Армении. Москва: Наука, 1994.

Агаян Ц. П. Россия в судьбах армян и Армении. Москва: Наука, 1978.

Айвазян К. В. История отношений русской и армянской церквей в средние века / ред. С. С. Аревшатян. Ереван: АН АрмССР, 1989.

Амирханян А. Т. Тайны Дома Лазаревых. Фрагмент истории московской армянской общины XIV–XX вв. Москва: Изд. «Все для Вас», 1992.

Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи. Ереван: Айастан, 1980.

Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты // ПЭ. 2003. Т. 3. С. 326–329.

Атаджанян И. А. Из истории русско-армянских взаимоотношений с X по XVIII века. Ереван: Лингва, 2006.

Армянские церкви Российской империи (1717–1917). Ереван: Тигран Мец, 2009.

Галоян Г. А. Россия и народы Закавказья. Москва: Мысль, 1976.

Георгий (Рамазян), иеродиак. Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве // Церковный историк. 2021. № 2 (6). С. 181–214.

Георгий (Рамазян), иеродиак. Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 1: XIV–XVI вв. // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 61–97.

Георгий (Рамазян), иеродиакон. Иван Захарид и армяно-грузинские связи в конце XII — начале XIII века // Труды Воронежской духовной семинарии. 2020. № 12. С. 74–105.

Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. Ч. II. Москва, 1833.

История армянского народа: С древнейших времен до наших дней / Г. X. Саркисян, Т. X. Акопян, А. Г. Абрамян и др. / под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван: Изд. Ереванского государственного университета, 1980.

Казарян Г. С. Общины хай-хоромов (православных армян) в XIX — начале XX века // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 2. С. 76–99.

Марр Н. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // ВВ. № 12. 1906. С. 1–68.

Рамазян А. С. Вопрос об иконопочитании в армяно-византийской полемике в конце X — середине XI века // Мир Православия. 2019. № 10. С. 177–194.

Рамазян А. С. К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении. Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. № 5 (35). С. 76–85.

Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Тобольский // Русский биографический словарь / ред. А. А. Половцов. Т. VII. Санкт-Петербург: Тип. Гл. упр. уделов, 1897. С. 47–48.

Семенов И. Я. Русские в истории Армении. Ереван: Лусабац, 2009.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. II. Т. VII. Санкт-Петербург: Изд. «Общественная польза», 1893.

Сырцов И. Я. Самосжигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск: Губернская тип., 1888.

Тихомиров М. Н. Средневековая Москва. Москва: Книжный сад, 1997.

Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. III. Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1913.

Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? Москва: Языки славянской культуры, 2004.

Хачикян Л. С. Армяне в древней Москве и на путях ведущих в Москву. Ереван: Наири, 2014.

Царёва Т. В. Армяне Москвы. От прошлого к настоящему // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2018. № 4. С. 92–112.

Церковь Успения Богородицы на Пресне — первая армянская церковь в Москве. [Электронный ресурс]. URL: https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/7/7/--2 (дата обращения 15.07.2023).

Шохин Л. И. Армяне в России (по книгам Печатного приказа XVII — начала XVIII в.) // Paleobureaucratica. Сборник статей к 90-летию Н. Ф. Демидовой. Москва: Древлехранилище, 2012. С. 346–357.

Բարթիկյան Հ. «Հայ-հոռոմները (քաղկեդոնիկ հայերը) հունական պարբերականներում» // Պատմա-բանասիրական հանդես. № 3. Երևան: Գիտություն, 2008. էջ 237–260. [Бартикян Р. Хай-хоромы (армяне-халкидониты) в греческой периодике // Историко-филологический журнал. № 3. Ереван: Наука, 2008. С. 237–260].

Ղազարյան Գ. Ակնի հայ հոռոմները // Վարձք. 2016. № 12. Էջ 19–26. [Казарян Г. Хай-хоромы Акна // Вардзк. 2016. № 12. С. 19–26].

Մոլևա Ն. Մ. Իվան Սալթանովը և նրա դպրոցը // Լրաբեր հասարակական գիտությունների. № 10. Երևան, 1977. С. 73–89. [Молева Н. М. Иван Салтанов и его школа // Вестник социальных наук. № 10. Ереван, 1977. С. 73–89].

Մոլևա Ն. Մ. Նկարիչներ Բելսկիների մասին // Լրաբեր հասարակական գիտությունների. № 8. Երևան, 1974. Էջ. 38–52. [Молева Н. М. О художниках Бельских // Вестник социальных наук. № 8. Ереван, 1974. С. 38–52].

Ոսկանյան Վ. Կ. Հայերը Մոսկվայում XV—XVII դարերում // Պատմա-բանասիրական հանդես. № 1. Երևան: Հայկական ՍՍՀ գիտությունների ակադեմիա, 1971. Էջ. 25–40. [Восканян В. К. Армяне в Москве в XV–XVII веках // Историко-филологический журнал. № 1. Ереван: Академия Наук АрмССР, 1971. С. 25–40].

Загрузки

Опубликован

2023-11-13

Как цитировать

(1)
Рамазян, Г. Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 2: XVII в. БВ 2023, 111-148.

Выпуск

Раздел

Сравнительное богословие

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)