Кликуши или лицемерно беснующиеся: обращаясь к дореволюционному опыту

Авторы

  • Носачёв Павел Георгиевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.48.1.015

Ключевые слова:

одержимость, кликушество, психиатрия, психология религии, экзорцизм, отчитка, гипноз, истерия, психологические эпидемии

Аннотация

Через обращение к опыту дореволюционной психиатрии предлагается пересмотреть устоявшееся представление о кликушестве как исключительно притворном бесновании. Основой для анализа избрано самое крупное исследование кликушества тех лет – монография Н. В. Краинского «Порча, кликуши и беснование как явления русской народной жизни». Через сопоставление труда Краинского с работами его современников (А. А. Токарского, М. П. Никитина, М. Ю. Лахтина, В. С. Яковенко, А. Д. Коцовского) показана оригинальность его идей. В статье теория Краинского рассматривается в историко-культурном контексте, устанавливается, что фоном для её развития послужили представления об индуцированном психозе, развитые С. И. Штернбергом, В. И. Яковенко, В. М. Бехтеревым и истерическая концепция невроза Ж.-М. Шарко. Проведён подробный анализ исследования Краинского и доказано, что он выдвинул оригинальную концепцию кликушества как социального расстройства, не связанного с эпилепсией и истерией, но и не притворного, припадки кликуш Краинский объясняет чрезвычайной внушаемостью психики. Концепция Краинского сопоставляется с классическими западными исследованиями одержимости (Т. Остеррайх, И. Льюис) и показывается, что ему удалось предвосхитить их идеи. Делается вывод о том, что если следовать логике Краинского о чрезвычайной силе, с которой паттерны поведения одержимых закрепляются у людей, посещающих такие мероприятия, то необходимо максимально ограничивать круг лиц, который может участвовать в подобных действах.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Носачёв Павел Георгиевич, Московская духовная академия

кандидат философских наук, профессор кафедры богословия Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия 

pavel_nosachev@bk.ru

Библиографические ссылки

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». [Электронный ресурс]. URL: https://msobor.ru/document/54 (дата обращения 30.03.2023).

Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. Санкт-Петербург: Изд. К. Л. Риккер, 1903.

Кавинова И. П. Психическая эпидемия как социальный феномен // Гуманитарный вестник. 2018. № 9 (71). С. 1–17.

Коцовский А. Д. О так называемом «Балтском движении» в Бессарабии // Труды Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. 1912. Т. 3. С. 147–180.

Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород: Губернская тип., 1900.

Лахтин М. Бесоодержимость в современной деревне. Историко-психологическое исследование // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 102. С. 141–184.

Мельникова Е. А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. № 4. С. 220–263.

Никитин М. П. К вопросу о кликушестве // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1903. № 9. С. 656–668.

Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. Санкт-Петербург: Тип. А. С. Суворина, 1903.

Токарский А. А. Психические эпидемии // Вопросы философии и психологии. 1891. Год IV. Кн. 5 (20). С. 203–223.

Токарский А. А. О вредном влиянии гипнотизирования. Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1889.

Токарский А. А. Отчитывание больных в настоящее время // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1904. № 1 (Приложение на правах рукописи). С. 1–30.

Штейнберг С. И. Кликушество и его судебно-медицинское значение // Архив судебной медицины и общественной гигиены. 1870. № 2. С. 64–81.

Элленбергер Г. Открытие бессознательного-1: История и эволюция динамической психиатрии от первобытных времен до психологического анализа. Москва: Академический проект, 2018.

Яковенко В. С. Психическая эпидемия на религиозной почве в Ананьевском и Тираспольском уездах Херсонской губ. // Современная психиатрия. 1911. Март. С. 191–198.

Edelman N. Gustave Boissarie, Jean-Martin Charcot and Sigmund Freud. Three Doctors’ Responses to Some Unusual Bodily Phenomena: Convergences and Divergences // Sign or Symptom? Exceptional Corporeal Phenomena in Religion and Medicine in the Nineteenth and Twentieth Centuries. Leuven: Leuven University Press, 2017. P. 43–54.

Lewis I. M. Ecstatic Religion: A Study of Shamanism and Spirit Possession. New York (N. Y.): Routledge, 2002.

Marshall J. W. Performing Neurology: The Dramaturgy of Dr Jean-Martin Charcot. London: Palgrave Macmillan, 2016.

Oesterreich T. K. Possession, Demoniacal and Other, Among Primitive Races, In Antiquity, The Middle Ages and Modern Times. London: Kegan Paul and Co., 1930.

Westerink H. Demonic Possession and the Historical Construction of Melancholy and Hysteria // History of Psychiatry. 2014. Vol. 25 (3). P. 335–349.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

(1)
Носачёв, П. Г. Кликуши или лицемерно беснующиеся: обращаясь к дореволюционному опыту. БВ 2023, 312-332.

Выпуск

Раздел

Религиоведение

Категории