В издательстве МДА вышел 53-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»
В издательстве Московской духовной академии вышел 53-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», второй за 2024 год.
Номер содержит 18 статей по самым разным тематикам:
- библеистике,
- богословию,
- внешним церковным связям,
- русской патрологии,
- истории Русской Православной Церкви,
- агиографии,
- церковному искусству и археологии,
- русской литературе,
- религиозной философии,
- религиоведению,
- миссионерскому движению,
- сектоведению и
- источниковедению.
В номере также опубликована статья, посвящённая памяти почившего наставника лаврского игумена Андроника (Трубачёва, † 5.04.2021 г.).
В этом номере:
Священник Кирилл Прихотько в статье «Книга Притчей Соломоновых в составе Виленского ветхозаветного свода: глоссы и их источники» исследует записи на полях Книги Притчей Соломоновых в составе Виленского ветхозаветного свода (F 19-262). Подробное изучение глосс в сопоставлении с текстом масоретской Библии, Вульгаты, а также текстов церковнославянской библейской традиции с привлечением лексикографических сборников XVI–XVII вв. позволило автору определить функции глосс и их возможные источники. Исследование также показало, что церковнославянская библейская традиция не является источником исследуемых записей, равно как и текст масоретской Библии. Дважды глоссам нашлись соответствия в азбуковнике и лексиконах более позднего времени, из чего можно предположить, что книжник мог ориентироваться на какие-либо лексикографические сборники его времени.
Вадим Евгеньевич Елиманов и игумен Адриан (Пашин) предлагают в продолжение своего исследования статью «Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (часть 2)». В статье предлагается описание учения о первородном грехе и его последствиях в контексте толкования Рим. 5, 12. Уточняются различия в понимании первородного повреждения в восточном богословии, пелагианской доктрине и в учении блж. Августина Иппонийского. В заключении делается вывод, согласно которому православное богословие избегает двух крайностей: и детерминизма, и пелагианства.
Александр Александрович Солонченко в статье «Отношение к государству в политической теологии Давора Джалто в контексте современной православной мысли» проводит анализ центральных идей политической теологии Д. Джалто, сравнивает их с оценками других православных мыслителей и приходит к выводу: утверждение Д. Джалто о том, что сущность христианства и сущность государства настолько различны, что государство христианским быть не может, вступает в разногласие с теориями В. С. Соловьёва и представителей «радикальной ортодоксии», но созвучна взглядам Е. Н. Трубецкого, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, прот. С. Н. Булгакова, прот. В. П. Свенцицкого, П. Калаицидиса и С. С. Хоружего.
Протоиерей Сергий Звонарёв в статье «“Мост через девятивековую пропасть”: попытки установления диалога Православной и Римско-Католической Церквей в 60-х годах XX века» знакомит читателя с попытками установить диалог Православной и Римско-Католической Церквей во время, которое характеризовалось интенсивными межхристианскими контактами. Автором использованы материалы церковных и государственных архивов, публикации в официальном церковном печатном органе, исследования зарубежных авторов. Автор показывает, что особую роль в налаживании диалога Церквей сыграл Второй Ватиканский Собор. Наблюдатели от Поместных Православных Церквей прокладывали непростые пути общения сквозь тернии исторических разделений. В среде Автокефальных Православных Церквей не было единого мнения относительно целей и задач православно-католического диалога, его содержания. Церкви разделились на сторонников Московского Патриархата и приверженцев Константинопольского Патриархата. Москва придерживалась позиции «продуманной медлительности», Фанар был готов начать диалог безотлагательно, намереваясь возглавить этот процесс с православной стороны. Митр. Никодиму удалось убедить большинство участников общеправославных встреч в целесообразности отложить объявление диалога с католической стороной. Иерарх выступил в защиту свободы Поместных Церквей самостоятельно вести диалог с Католической Церковью, а также обмениваться между собой опытом такого диалога.
Священник Николай Солодов в статье «Схимонах Иларион (Домрачёв) и его книга “На горах Кавказа”» исследует историю книги «На горах Кавказа» насколько это доступно по имеющимся источникам, уточняет биографию её автора, устанавливает этапы эволюции сочинения «На горах Кавказа» и его литературный контекст. Кроме трёх общеизвестных отдельных изданий книги автор привлекает к анализу предварительный вариант сочинения, распространявшийся в рукописях. В результате существенно корректируются многие распространённые мнения о книге и её авторе. В частности, выдвигается и обосновывается предположение о том, что старец Дисидерий является авторским персонажем, унаследовавшим биографию о. Илариона и высказывающим его взгляды.
Архимандрит Макарий (Веретенников) в сообщении «О Синодальной богослужебной комиссии» представляет описание работы Комиссии, созданной по инициативе Патриарха Московского и Всея Руси Пимена 23 декабря 1980 г. для подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Автором описаны исторические этапы становления Комиссии и первые её председатели, особенности литургического творчества и первые плоды в виде богослужебных текстов, введённых в богослужебное употребление в Русской Православной Церкви. Архим. Макарий, являясь членом комиссии с 16 октября 1989 г., на основании своих наблюдений делает вывод, что прославление отечественных и вселенских святых благодаря синодальным решениям и гимнографическим творениям комиссии прочно вошло в богослужебное наследие нашей Церкви, одновременно стимулируя работу научно-исследовательской мысли в области богословия и литургики, что благоприятно сказалось на духовном образовании в России.
Михаил Вадимович Бибиков в статье «Состав и содержание поствизантийских греческих описаний Святой Земли» ставит задачей обзор поствизантийских описаний Палестины, Сирии, Египта и других святых мест христианского Востока ради обобщения выявленных материалов в изучаемых текстах. Переход от собственно византийской к поствизантийской традиции описания Святой Земли органичен и тематически почти незаметен: в новых условиях туркократии паломническая литература последовательно продолжает развиваться на прежних историко-богословских основах. Получает распространение паломническая литература в самых разных жанрах: житиях местных святых, проскинитариях-путеводителях, стихотворных поэмах, богословских сказаниях о чудесах. Наблюдается постепенное возрастание интереса авторов к многообразию мест иноверческого служения на христианском Востоке. В целом палитра описаний становится более полной и подробной, обогащается репертуар рассматриваемых памятников, отмечает автор.
Маргарита Евгеньевна Соболева предлагает статью «О чём ещё расскажут Пятикнижия: декоративные особенности рукописей XV–XVI веков». Автор сообщает, что ещё 50 лет назад О. И. Подобедова подняла вопрос о малой изученности такого богатого и потенциально полезного для исследователей материала, как древнерусская книжная орнаментика. Несмотря на многочисленные публикации описаний рукописных собраний, сегодня этот вопрос остаётся открытым. Данная работа продолжает исследование, посвящённое изучению списков Правленого славяно-русского Пятикнижия. В статье представлен анализ декоративного оформления комплекса рукописей XV–XVI вв., описание художественного оформления рукописей и выявлены их региональные особенности.
Пётр Максимович Максимов в статье «Ум и сердце героев в раннем рассказе Ф. М. Достоевского “Честный вор” в контексте святоотеческого учения о борьбе с помыслами» рассматривает особенности художественного изображения рациональной и эмоциональной природ человеческой личности, именуемых в святоотеческом аскетическом богословии «умом» и «сердцем». В исследовании автором выявляется соотнесённость духовного мира героев рассказа, их сокровенной сердечной жизни и мысленной брани с учением святых отцов о борьбе с помыслами, а также обобщаются исследования по данной теме. В статье показано, что Ф. М. Достоевский подчёркивает трагическую роль зла, которое, пребывая в человеке мысленно и чувственно, приводит его к гибели. Также в работе высказана гипотеза о том, что в ранней версии рассказа, а именно в его концовке (т. н. «ндравоучении» рассказчика Астафия Ивановича), кратко изложены основы мировоззрения Ф. М. Достоевского, которые находят выражение в его дальнейшем творчестве, в частности в романах «Идиот», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».
Диакон Дионисий Макаров в статье «Память смертная и светоносная смерть в творчестве И. С. Шмелёва» продолжает изучение творчества И. С. Шмелёва, в частности выявляет понимание проблемы памяти смертной в произведениях писателя и рассматривает особенности художественного изображения смерти как светоносного явления. Особенности изображения светоносной смерти рассматриваются в творчестве И. С. Шмелёва в сопоставлении с произведениями Л. Н. Толстого, затрагивающими аналогичную тему. Автор заключает: положительный герой прозы И. С. Шмелёва живёт с постоянной памятью смертной, что соответствует одной из основных православных святоотеческих аскетических установок.
Анатолий Анатольевич Парпара предлагает статью «Личность и общество в мировоззрении протоиерея Василия Зеньковского». В статье прослеживается диалектика взаимоотношений личности и общества. Используя методы систематизации, сравнения и имманентной критики, автор реконструирует позицию прот. Василия следующим образом. Личность, благодаря христианскому благовестию осознавшая свою свободу, встаёт в оппозицию к Церкви и семье. Это попытка самоутверждения личности приводит к парадоксальным результатам: крайний индивидуализм выражается в имперсонализме и порождает противоположную крайность — коллективизм. Путь к разрешению этих противоречий лежит через достижение органического единства личности с надындивидуальными социальными образованиями, которые прот. Василий рассматривает через призму иерархического персонализма В. Штерна как полноценные самостоятельные сущности. Основа и парадигма нормальных отношений личности и общества — это здоровая семья, в которой создаются оптимальные условия для развития интроцепции и эмпатии. Также огромную роль играют взаимоотношения между личностью и нацией. Интроцепция общественных целей и ценностей приводит к тому, что они становятся органической частью личности и без них личность неизбежно «теряет себя».
Георгий Олегович Суханов в статье «Общественно-политическое и философское осмысление войны в Новейшей истории» ставит целью хронологический обзор и сравнительный анализ философских взглядов на войну в период Новейшей истории, рассматривает значимые общественно-политические, философские труды, затрагивающие проблему осмысления войны. Исследование выявляет преимущества и недостатки восприятия войны различными «нормативными теориями» и определяет их влияние на исторические события Новейшего времени.
Протоиерей Олег Корытко в докладе «“Русский мир” как историософский концепт и его связь с русской религиозностью» анализирует содержание историософского концепта «Русский мир», установив истоки усваиваемых ему религиозных смыслов и его ключевых компонентов «русская идея» и «Святая Русь». Важное место в исследовании занимает оценка, которую в своих публичных выступлениях даёт понятию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, для которого Русский мир есть не что иное, как общность святынь народов исторической Руси, единое пространство общих духовно-культурных ценностей, сформированных под влиянием христианской веры и православной традиции. Автор стремится показать, что главный смысловой стержень культурного нарратива «Русский мир» имеет, несомненно, религиозное содержание, которое вместе с тем проистекает из имеющих архаические истоки особенностей русского представления о святости как о стремящейся к расширению духовной силе. Концепция Русского мира напрямую связана с идеей Святой Руси, которая и есть его духовный идеал, его главная святыня. Именно поэтому идея Святой Руси, не являясь социально-политическим феноменом, прообразует иную реальность — реальность святого царства, царства чаемого и приближаемого — Церкви как Царства Божьего, пришедшего в силе (Мк. 9, 1). В этом смысле историософское измерение идеи Русского мира проистекает из чувства христианской ответственности, которую русский народ так или иначе осознаёт: осознаёт перед Богом, историей и другими народами, перед лицом которых русские люди свидетельствуют о своей верности Спасителю и Его Церкви.
Епископ Серафим (Амельченков) предлагает статью «Миссионерская и переводческая деятельность святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского». Созданные свт. Николаем миссионерские переводы — это сокровище, оставленное им для Японии. Миссионерская переводческая деятельность требовала от Святителя решения сложной задачи — синтеза разнородных по сути своей библейско-христианской и национально-японской традиций. Особенностью перевода на японский язык является его двусоставность: японский разговорный язык и фактически китайский письменный. Этим языком для архипастыря стал японский литературный язык — бунго. Благодаря использованию бунго свт. Николаю удалось удержать высокую планку языка перевода и избежать какого-либо просторечия и вульгаризмов в языке богослужения. Ещё одной задачей явился выбор лексики, необходимой для точного выражения богословских понятий. Был выработан на японском языке особый православно-богословский словарь. На японский язык был полностью переведён Новый Завет и большинство богослужебных книг.
Инесса Александровна Селиверстова предлагает статью «К вопросу о миссионерском значении церковно-уставного благочестия в преодолении старообрядческого раскола (на примере служения Белогорского Свято-Николаевского миссионерского монастыря Пермской епархии)». Для выявления значения благоговейного и наиболее полного исполнения предписаний Церковного Устава в отношении привлечения старообрядцев из раскола в православие автор обращается к миссионерскому опыту православных монастырей общеупотребительного обряда, которые, наряду с православными старообрядными (единоверческими) обителями, пытались преодолеть церковный раскол. В частности, рассматривается содержание и практическая реализация уставных норм Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского монастыря в Пермской епархии, с успехом обращавшего старообрядцев в православие на рубеже XIX–XX вв. Автор отмечает, что уставные предписания Белогорского монастыря составлены на основании святоотеческих наставлений и уставов образцовых иноческих обителей. Их исполнение на практике осуществлялось в строгой точности и с благоговением. В связи с этим акцентируется внимание на ключевой роли настоятеля монастыря — прмч. Варлаама (Коноплёва). Опираясь на сохранившиеся многочисленные свидетельства о благочинности белогорских уставных служб, способствовавших восстановлению церковного единства, автором статьи делается заключение о высоком миссионерском значении благоговейного и полного исполнения предписаний Церковного Устава и второстепенности обрядовых форм.
Диакон Александр Морозов в рамках предмета сектоведения предлагает статью «Учение об освящении в Международном совете церквей евангельских христиан-баптистов». В статье рассматриваются вопросы возникновения в Международном союзе церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ) учения об освящении и его основного аспекта — служения по очищению или очищения. Приводится подробное описание учения об освящении и очищении в соответствии с официальными источниками МСЦ ЕХБ. В статье также описывается практика очищения и его ключевые этапы.
Иеромонах Павел (Дудоров) в статье «Списки Саровского устава: атрибуция списка (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 18), характерные особенности, гипотезы» исследует один из одиннадцати списков Саровского общежительного устава. Автор делает гипотетические выводы о составителе, переписчике и времени написания текста, исследует документ в его дисциплинарной части. В статье представлены обновлённые данные и новые выводы по исследованию списков Саровского общежительного устава.
Иеромонах Пафнутий (Фокин) посвящает статью «Быть достойным своих предков. Памяти лаврского игумена Андроника (Трубачёва, † 5.04.2021)» воспоминанию жизненного пути и трудов почившего наставника. Прослеживая жизненный путь и вехи служения игумена Андроника, автор не перестаёт удивляться, как непостижимо и промыслительно рука Божия вела и направляла Своего верного слугу под кровом Преподобного.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Библеистика
Священник Кирилл Прихотько
Книга Притчей Соломоновых в составе Виленского ветхозаветного свода: глоссы и их источники
Богословие
Вадим Евгеньевич Елиманов, игумен Адриан (Пашин)
Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (часть 2)
Александр Александрович Солонченко
Отношение к государству в политической теологии Давора Джалто в контексте современной православной мысли
Православно-католические отношения
Протоиерей Сергий Звонарёв
«Мост через девятивековую пропасть»: попытки установления диалога Православной и Римско-Католической Церквей в 60-х годах XX века
Русская патрология
Священник Николай Солодов
Схимонах Иларион (Домрачёв) и его книга «На горах Кавказа»
История Русской Православной Церкви
Архимандрит Макарий (Веретенников)
О Синодальной богослужебной комиссии
Агиография
Михаил Вадимович Бибиков
Состав и содержание поствизантийских греческих описаний Святой Земли
Церковное искусство и археология
Маргарита Евгеньевна Соболева
О чём ещё расскажут Пятикнижия: декоративные особенности рукописей XV–XVI веков
Русская литература
Пётр Максимович Максимов
Ум и сердце героев в раннем рассказе Ф. М. Достоевского «Честный вор» в контексте святоотеческого учения о борьбе с помыслами
Диакон Дионисий Макаров
Память смертная и светоносная смерть в творчестве И. С. Шмелёва
Религиозная философия
Анатолий Анатольевич Парпара
Личность и общество в мировоззрении протоиерея Василия Зеньковского
Георгий Олегович Суханов
Общественно-политическое и философское осмысление войны в Новейшей истории
Религиоведение
Протоиерей Олег Корытко
«Русский мир» как историософский концепт и его связь с русской религиозностью
Миссионерское движение
Епископ Серафим (Амельченков)
Миссионерская и переводческая деятельность святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
Инесса Александровна Селиверстова
К вопросу о миссионерском значении церковно-уставного благочестия в преодолении старообрядческого раскола (на примере служения Белогорского Свято-Николаевского миссионерского монастыря Пермской епархии)
Сектоведение
Диакон Александр Морозов
Учение об освящении в Международном совете церквей евангельских христиан-баптистов
Источниковедение
Иеромонах Павел (Дудоров)
Списки Саровского устава: атрибуция списка (ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 4. Д. 18), характерные особенности, гипотезы
Viri docti
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Быть достойным своих предков. Памяти лаврского игумена Андроника (Трубачёва, † 5.04.2021)
Пресс-служба МДА