В издательстве МДА вышел 52-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»
В издательстве Московской духовной академии вышел 52-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», первый за 2024 год.
Номер содержит 19 статей по самым разным тематикам:
- библеистике,
- богословию,
- сравнительному богословию,
- нравственному богословию,
- каноническому праву,
- патрологии и христианской литературе,
- истории Западных исповеданий,
- истории Поместных Православных Церквей,
- истории Русской Православной Церкви,
- агиографии,
- русской литературе и
- религиозной философии.
В этом номере:
Протоиерей Борис Тимофеев в статье «Некоторые аспекты природы пророческого откровения и мессианское содержание пророческих текстов Ветхого Завета в представлении блж. Феодорита Кирского» показывает, что вопрос содержания мессианских пророчеств Ветхого Завета не теряет актуальности со времени Самого Христа. В диалогах Иисуса и апостолов с евреями остро стояла проблема идентичности пророческих текстов и происходящих событий. Вместе с тем в апостольской, а впоследствии в церковной проповеди и полемике с еретиками мессианские пророчества Ветхого Завета становятся основой для формирования и развития христианской догматики. Во многих случаях на первый план выходит вопрос: действительно ли пророки имели в виду те или иные положения веры христианской Церкви? Примером обоснованного церковного ответа на этот вопрос становятся комментарии блж. Феодорита Кирского.
Вадим Евгеньевич Елиманов и игумен Адриан (Пашин) предлагают результаты своего исследования в статье «Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (часть 1)». Рассматриваются последствия первородного греха, передаваемые каждому человеку от рождения, страстность, смертность и тленность физического тела, называемые «тлением естества». Отмечается, что разумная душа человека творится Богом непорочной и безгрешной.
Александр Александрович Солонченко в статье «Богословские основания политической теологии Давора Джалто» исследует важнейшие идеи политической теологии современности. Автор приходит к заключению, что богословское обоснование своей политической теологии Д. Джалто выстраивает, опираясь на идеи персоналистской онтологии И. Зизиуласа, а основная идея «православного христианского анархизма» Д. Джалто заключается в том, что Церковь должна избрать стратегию, которая хотя и не отвергает государство и власть как неотъемлемый феномен падшего мира, но в то же время призывает к сокращению сферы политического до возможного минимума.
Розалия Моисеевна Рупова предлагает статью «Богословие как точная наука: pro et contra», в которой описывается формирование современного богословского дискурса как раздела научного знания. В результате осмысления социокультурных аспектов драматических событий XX в. и, как следствие, острых дискуссий отечественное научно-образовательное сообщество признало теологию одной из гуманитарных наук. Автор ставит вопрос о том, что православное богословие, затрагивая глубинные вопросы человеческого бытия и в силу этого относясь к гуманитарным наукам по определению, в то же время может рассматриваться и как точная наука в силу принципиальной отгранённости своих дискурсивных средств, понятийного аппарата, опытно-антропологической базы. Более того, указанные характеристики восточно-христианской традиции позволяют рассматривать её как научную эпистему. При этом исторические трансформации теоретических оснований таких признанных точных наук, как математика, физика, астрономия дают основание поставить под сомнение признание их в качестве точных.
Андрей Леонидович Науменко посвящает статью «Открытый теизм и его исторические предшественники» анализу концепции открытого теизма, которая сформировалась в конце XX в. в среде североамериканского евангеликализма. Данная концепция говорит об открытости Бога к миру, человеку и будущему. В статье также анализируются и объясняются другие названия открытого теизма. Основные черты концепции выявляются при анализе её предшественников. В конце статьи даётся критическая оценка полученному списку исторических предшественников открытого теизма в контексте православного богословия.
Священник Вячеслав Клюев предлагает статью «Лингвистические аспекты христианской теологии прощения: покаянный дискурс». Христианская теология прощения сталкивается с необходимостью использования и толкования различных терминов, символов и метафор, которые помогают правильно понять и усвоить прощение человека Богом, а также исполнить евангельскую заповедь о прощении ближних. Это также позволяет осознать многомерную природу феномена прощения и заложенный в нём потенциал. Важным этапом теологического исследования является изучение структуры покаянного дискурса в языке, в которой выделяются элементы обиды, обидчика, вины, мести, возмездия, извинения, примирения. Покаянный дискурс позволяет лучше усвоить сущность, контекст и условия прощения, что, в свою очередь, открывает возможность сформулировать наиболее точные дефиниции в рамках теологического исследования христианского прощения.
Ксения Олеговна Полежаева в статье «Каноны Православной Церкви о святотатстве» исследует святотатство как наказуемое деяние в корпусе канонического права Православной Церкви и определение состава данного правонарушения. Целью исследования является концептуализация святотатства для выяснения способа охраны священных и иных вещей божественного права в каноническом праве. Для достижения цели автор исследует источники на греческом и латинском языках, а также их переводы. Исследуя тексты источников, автор обнаруживает и доказывает двуприродность святотатства как наказуемого деяния: как преступления против собственности и преступления против Бога.
Алексей Николаевич Неманов и священник Андрей Лысевич в статье «Следы монтанизма в поздних творениях Тертуллиана (обзор)» описывают монтанистские идеи, которые высказывает Тертуллиан в своих сочинениях, уже перейдя в секту катафригийцев. Авторами последовательно рассмотрен ряд произведений нравственно-практического и богословско-полемического характера: «О венке воина», «О бегстве в гонении», «О стыдливости», «О единобрачии», «О посте», «О душе», «Против Праксея» и др. В результате исследования они приходят к выводу, что сектантское влияние на Тертуллиана в указанных сочинениях выражалось в поддержке последним «самопроизвольного» мученичества, ригористичности в вопросе покаянной дисциплины, суровости в отношении брака и поста, цитации «новых пророчеств» как авторитетных высказываний, в пренебрежении членами Церкви как «психиками», уступающими фригийским «пневматикам», в убеждении в том, что раскольниками руководит Св. Дух как Ипостась, явившая полноту Откровения через Монтана в наступившую последнюю эпоху, или эру Параклита.
Священник Александр Сухарев в статье «Missa Tridentina и Novus Ordo: западная литургическая традиция в истории» знакомит читателя с историей западных исповеданий XX столетия. В статье рассматривается вопрос о различном понимании литургического предания в Католической Церкви. Автор утверждает, что по учению магистериума, «статическая» модель предания предполагает передачу Откровения и основ христианской веры в фиксированной форме, в то время как в основе «динамической» трактовки находится идея прогресса и поступательного развития. Благодаря неофициальным церковным движениям, II Ватиканскому Собору и последовавшей богослужебной реформе западное литургическое богословие нашло опору в динамической интерпретации, в которой решающее значение приобретает пастырская забота о сознательном и активном участии в богослужении. Вместе с тем в конце XX — начале XXI в. в Католической Церкви предпринимаются попытки синтеза разных пониманий предания, в котором идея исторического развития, выраженная в переходе к мессе Novus Ordo, соединяется с вниманием к теоцентрической природе литургического действия, которое связано с богословием Тридентского Собора и классической латинской мессой.
Священник Павел Ермилов в статье «Взгляд в будущее Константинопольской Церкви из 1920 года в статьях Э. Лукараса» показывает, что систематическое оформление теории о вселенском первенстве и особых правах Константинопольского Патриарха на общецерковном уровне действительно началось в 1920-е гг. Связано это было не столько с деятельностью тех или иных персоналий, сколько с грандиозными историческими переменами, знаменовавшими собой начало нового периода в жизни всей Православной Церкви и сделавшими наконец возможной реализацию идей, которые несомненно высказывались и на более ранних этапах. Дополнительное подтверждение верности подобной периодизации можно найти в череде небольших заметок Эммануила Лукараса, выходивших в рассматриваемое время на страницах официальной церковной периодики. Данная статья сопровождается публикацией перевода четырёх наиболее важных текстов греческого автора, который, апеллируя к меняющейся исторической ситуации, предлагает свой проект превращения Константинопольского Патриархата в административный центр Православной Церкви, рассуждает о той модели, в рамках которой должна оформиться будущая роль Вселенского патриарха, а также о тех функциях и правах, которые будут сопряжены с его новым положением. Многое из описанного греческим богословом в дальнейшем осуществилось на практике. Появление данных публикаций вполне можно рассматривать в качестве своеобразной точки отсчёта в истории развития претензий Константинопольского патриарха на особую роль в Православной Церкви.
Протоиерей Сергий Звонарёв предлагает статью «Московский и Антиохийский патриархаты в повестке Отдела внешних церковных сношений под руководством митрополита Никодима (Ротова)» с целью рассказать о направлениях и содержании контактов Московского и Антиохийского Патриархатов, о повестке двусторонних отношений в 1960-х – начале 1970-х годов с опорой на источники, хранящиеся в Архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей в те годы, когда Отделом внешних церковных сношений руководил митрополит Никодим (Ротов), характеризовались значительным подъёмом и интенсивностью. Над их укреплением работали многие люди: облечённые высоким саном и простые церковные труженики, официальные церковные представители и светские дипломаты. Единство веры и общность духовной культуры, взаимовыручка и солидарность народов СССР, Сирии и Ливана служили надёжной опорой в братском диалоге двух Церквей.
Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Сторонники соборной экклесиологии в мире греческого православия с 2018 года» с опорой на электронные и печатные публикации перечисляет и анализирует взгляды тех греческих богословов, которые после предоставления Константинопольским Патриархатом автокефалии украинским раскольникам, стали поддерживать соборную позицию Русской Православной Церкви. Автором излагаются взгляды иерархов, клириков и мирян Элладской Православной Церкви, представителей Кипрской и Албанской Поместных Церквей. Автор отмечает, что в настоящее время дискуссия ослабла в силу сильного давления официальной государственной и церковной власти, хотя неприятие неправомочных мер остаётся достаточно большим и среди подвизающихся на Святой Афонской Горе, и среди духовенства и прихожан храмов Греции и Кипра.
Священник Иоанн Кечкин в статье «Протоиерей Александр Павлович Смирнов как ректор Московских духовных школ» исследует малоизученную деятельность митрофорного протоиерея Александра Павловича Смирнова на посту ректора Московских духовных школ (1949–1950). Известный московский пастырь являлся одним из ближайших помощников патриарха Сергия (Страгородского) и патриарха Алексия I (Симанского). Автор с помощью сравнительного метода изучения архивных данных, воспоминаний современников и других источников предпринимает попытку восстановить максимально полную картину деятельности протоиерея А. П. Смирнова в должности ректора Московских духовных школ.
Священник Виталий Гуляев в статье «О присвоении учёной степени доктора богословия (honoris causa) митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову) в 1951 году» устанавливает обстоятельства, при которых была присвоена учёная степень доктора богословия первому в послевоенной истории Сибири управляющему Новосибирской и Барнаульской епархией митрополиту Варфоломею (Городцову). Выяснилось, что богословские труды митрополита Варфоломея (Городцова) получили высокую оценку: он был удостоен учёной степени доктора богословия (honoris causa) не за отдельное диссертационное исследование, а по совокупности научных трудов.
Павел Валентинович Островский и диакон Дмитрий Михалёв предлагают статью «Похвальное слово всем русским святым инока Григория Суздальского: проблема датировки и текст ранней редакции». Это агиографическое произведение стало отражением значимого для истории Русской Церкви события — прославления русских подвижников на Макарьевских Соборах 1547 г. и 1549 г. Целью статьи является подготовка и публикация текста ранней редакции. В ходе исследования привлекаемых впервые списков открываются новые сведения, касающиеся проблемы датировки «Похвального слова всем русским святым». Устанавливается, что вопрос о времени написания памятника связан с проблемой атрибуции и датировки редакций «Жития преподобного Евфимия Суздальского».
Священник Иоанн Перминов в статье «Текстология списков памятника славяно-русской гимнографии XV в. “Кондаки и Икосы свт. Иоанну Златоусту”» ставит целью рассмотрение характера отношений между списками литургического памятника «Кондаки и Икосы свт. Иоанну Златоусту». В результате изучения списков автор делает вывод, что текст довольно стабилен, лишь один список имеет признаки редакторской правки. Среди остальных списков выявлен ряд незначительных изменений текста, позволяющих выделить два извода памятника. Два старших списка происходят от одного протографа и имеют прямую родственную связь. Группа младших списков происходит от одного протографа и не имеет признаков систематической правки, однако заметна тенденция к грамматической архаизации текста и к прояснению смыслов через изменение книжных форм церковнославянского текста на формы разговорного русского языка.
Олег Иванович Сыромятников предлагает статью «Духовные основы патриотизма в русской культуре», посвященную рассмотрению сущности и онтологических основ патриотизма как морального принципа. Автор пишет, что наиболее полно сущность патриотизма раскрывается в православии, провозглашающем любовь главным законом бытия и утверждающем, что настоящая любовь всегда содержит в себе готовность к бескорыстной жертве. Автор сравнивает патриотизм с такими внешне похожими на него явлениями, как национализм, шовинизм, расизм, ксенофобия и космополитизм и приходит к выводу, что религиозный патриотизм всегда прочнее и сильнее любых форм секулярного идеологического патриотизма, потому что его источником является сам Бог.
Диакон Дионисий Макаров в статье «Тема смерти в творчестве И. С. Шмелёва. К постановке проблемы» выявляет авторское видение и особенности художественного изображения смерти в творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва. Анализируются художественные произведения И. С. Шмелёва, в которых встречается тема смерти, в частности, романы «История любовная», «Лето Господне», «Пути Небесные», повести «Богомолье», «Росстани», роман-эпопея «Солнце мёртвых» и др. Автор приходит к выводу, что И. С. Шмелёв подходит к художественному осмыслению проблемы смерти многогранно и разносторонне, что само по себе создаёт проблему, которая требует, в свою очередь, комплексного исследования.
Георгий Олегович Суханов в статье «Философское осмысление войны: от античности до начала XX века» предлагает хронологический обзор и сравнительный анализ философских взглядов на войну в период от Античности до конца Нового времени. Философские взгляды классифицированы в соответствии с периодизацией: Древний мир, Средние века, Новое время. В исследовании обращается внимание на преимущества и недостатки восприятия войны в различные эпохи и на их отражение в исторических событиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Библеистика
Протоиерей Борис Тимофеев
Некоторые аспекты природы пророческого откровения и мессианское содержание пророческих текстов Ветхого Завета в представлении блж. Феодорита Кирского
Богословие
Вадим Евгеньевич Елиманов, игумен Адриан (Пашин)
Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (часть 1)
Александр Александрович Солонченко
Богословские основания политической теологии Давора Джалто
Розалия Моисеевна Рупова
Богословие как точная наука: pro et contra
Сравнительное богословие
Андрей Леонидович Науменко
Открытый теизм и его исторические предшественники
Нравственное богословие
Священник Вячеслав Клюев
Лингвистические аспекты христианской теологии прощения: покаянный дискурс
Каноническое право
Ксения Олеговна Полежаева
Каноны Православной Церкви о святотатстве
Патрология и христианская литература
Алексей Николаевич Неманов, священник Андрей Лысевич
Следы монтанизма в поздних творениях Тертуллиана (обзор)
История Западных исповеданий
Священник Александр Сухарев
Missa Tridentina и Novus Ordo: западная литургическая традиция в истории
История Поместных Православных Церквей
Священник Павел Ермилов
Взгляд в будущее Константинопольской Церкви из 1920 года в статьях Э. Лукараса
Протоиерей Сергий Звонарёв
Московский и Антиохийский патриархаты в повестке Отдела внешних церковных сношений под руководством митрополита Никодима (Ротова)
Игумен Дионисий (Шлёнов)
Сторонники соборной экклесиологии в мире греческого православия с 2018 года
История Русской Православной Церкви
Священник Иоанн Кечкин
Протоиерей Александр Павлович Смирнов как ректор Московских духовных школ
Священник Виталий Гуляев
О присвоении учёной степени доктора богословия (honoris causa) митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову) в 1951 году
Агиография
Павел Валентинович Островский, диакон Дмитрий Михалёв
«Похвальное слово всем русским святым» инока Григория Суздальского: проблема датировки и текст ранней редакции
Священник Иоанн Перминов
Текстология списков памятника славяно-русской гимнографии XV в. «Кондаки и Икосы свт. Иоанну Златоусту»
Русская литература
Олег Иванович Сыромятников
Духовные основы патриотизма в русской культуре
Диакон Дионисий Макаров
Тема смерти в творчестве И. С. Шмелёва. К постановке проблемы
Религиозная философия
Георгий Олегович Суханов
Философское осмысление войны: от античности до начала XX века
Пресс-служба МДА