В издательстве МДА вышел 46-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

2023-02-19

Номер содержит 15 статей по самым разным тематикам:

  • библеистике,
  • богословию и философии,
  • патрологии и христианской литературе,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • литургике,
  • агиографии,
  • русской литературе и
  • религиоведению.

В этом номере:

Михаил Анатольевич Скобелев и Евгения Валентиновна Горская в статье «Изречение Вода̀ глубока̀ совѣ́тъ въ се́рдцы мужа, мужъ же премудръ исче́рплетъ ю (Притч. 20, 5) — в контексте литературы Премудрости и церковного Предания» рассматривают афоризм из книги Притчей Соломона 20, 5. Данный афоризм уникален, поскольку у него нет прямых аналогов ни в Священном Писании в целом, ни в книге Притчей в частности. Кроме того, ни в Масоретском тексте, ни в переводе Семидесяти нет ясного указания на то, что нужно сделать с помыслом, о котором здесь идёт речь, избавиться от него или реализовать? Вместе с тем отсутствует ясное указание на содержание помысла, каков он, добрый или злой? Исследование этих вопросов составляет проблематику статьи. Чтобы дать на них ответ, авторы используют текстологический анализ, внутрибиблейские параллели и церковную экзегезу. Сравнение помысла с глубокими водами — достаточно редкое для Ветхого Завета, параллельным местом к Притч. 20, 5 является единственный афоризм Притч. 18, 4. Проведённое исследование показывает, что, согласно церковной экзегезе (Ориген, святитель Амвросий Медиоланский, Древний патерик), сопоставление автором притч сердца мудрого мужа с глубокой водой указывает на его духовную зрелость и опыт богопознания. В статье высказывается предположение, что духовная наука — различение помыслов — за много веков до появления христианской аскетической практики получила рождение в дидактической письменности (литературе Премудрости) Древнего Израиля.

Илья Александрович Хангиреев в статье «Образ пророка Илии в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир. 48, 1–11)» с помощью текстологических и экзегетических методов исследования делает попытку решить сложные вопросы интерпретации текста Сир. 48, 1–11. Среди экзегетических вопросов рассматриваются связи данного отрывка с предыдущим текстом, с пророчеством из Книги Малахии, тема примирения отцов и детей в контексте восстановления отношений Израиля и Бога, эсхатологическая проблематика отрывка и проблема представлений автора книги о загробной жизни. В результате исследования было установлено, что образ пророка Илии был весьма важен для автора Книги Сираха и в межзаветной литературе вообще. В отрывке прослеживается тесная связь с Книгой пророка Малахии. Образ Илии идёт красной нитью через большую часть священной истории вплоть до апокалиптических событий. Отрывок Сир. 48, 1–11 содержит много текстологических и экзегетических проблем, требующих отдельного исследования. Кроме того, большое значение имеют параллели в других книгах Ветхого и Нового Завета, где прямо или косвенно упоминается пророк Илия: 3-я и 4-я книги Царств, Книги пророков Малахии и Исаии, Евангелие и Апокалипсис. В статью включён авторский перевод отрывка Сир. 48, 1–11 с еврейской версии, отличающийся от синодального перевода, выполненного с греческой версии.

Протодиакон Роман Штаудингер посвящает статью «Книга пророка Иеремии в Вульгате и комментарии блаженного Иеронима» проблеме сопоставления перевода книги пророка Иеремии в Вульгате с переводом этой книги в комментарии, составленным блаженным Иеронимом. Используя метод лингвистического анализа текста и языковых единиц, автор выявляет большую степень независимости перевода книги пророка Иеремии в Вульгате от греческих источников: Септуагинты, ревизий Акилы, Симмаха и Феодотиона. Обращение же к ревизиям в Вульгате в нескольких случаях не позволяют сделать заключение о зависимости Иеронима от этих источников. Компаративный метод анализа переводов книги пророка Иеремии Вульгаты и комментарии позволил автору сделать выводы, с одной стороны, о том, что использование ревизий в комментарии было обусловлено потребностью передачи эмоционального окраса образа, представленного в тексте, а также для построения экзегетической картины обсуждаемого пророческого стиха. С другой стороны, в переводе книги Иеремии в комментарии выявлена определенная тенденция обращения к тексту Септуагинты.

Николай Николаевич Павлюченков в статье «Метафизика всеединства и Богочеловечества в богословии прп. Иустина (Поповича)» рассматривает один из наиболее важных аспектов богословского творчества архимандрита Иустина (Поповича) — канонизированного в Сербской Православной Церкви прп. Иустина Челийского. Составляя свод православной догматики на сербском языке, прп. Иустин активно использовал термины «всеединство» и «Богочеловечество», характерные для философии В. С. Соловьёва и для вызвавшей известную полемику богословской системы протоиерея С. Булгакова. В статье раскрывается оригинальный смысл, вкладываемый прп. Иустином в эти понятия, и отмечается связь их употребления с его экклесиологией. Обращается внимание на то, что прп. Иустин построил предельно христоцентричную систему, в которой на реальности Боговоплощения основано не только бытие Церкви, но и бытие самого человека. Выделяется основная идея прп. Иустина, согласно которой вся тварь имеет онтологическое единство в человеке и получает единство с Богом в Боговоплощении. Именно в этом смысле в системе Поповича всеединство есть Христос и всеединство есть Церковь как Его Богочеловеческий организм. Указывается, что такая концепция делает излишней софиологию, что, наряду с вполне ортодоксальным учением Поповича об источнике мирового зла и невозможности апокатастасиса, отличает его представление о всеединстве и Богочеловечестве от аналогичных представлений В. С. Соловьёва и протоиерея С. Булгакова.

Протоиерей Борис Тимофеев в статье «Понятие anagoge в экзегетических произведениях блж. Иеронима Стридонского (345–420 гг.) и последующей латинской экзегетической традиции» обращает внимание на то, что в настоящее время в отечественной научной и учебной литературе под термином латинской экзегезы anagoge, как правило, понимают эсхатологический смысл Священного Писания. Большое число древних латинских авторов, которые употребляют этот термин, действительно демонстрируют именно такое понимание. Это в некоторых случаях приводит к слишком широкому обобщению и создаёт впечатление, что все экзегеты употребляют этот термин именно в таком значении. Однако необходимо учитывать, что первым в латинской экзегетической литературе термин anagoge стал употреблять блж. Иероним на основании значения ἀναγωγή у греческих толкователей, которые часто этим словом обозначали любое духовное толкование. Так и у блж. Иеронима Стридонского этот термин обозначает все виды духовного смысла Писания. В последующей латинской традиции семантическое поле этого термина неоднократно менялось, как правило, в сторону более узкой спецификации значения. В рамках данной статьи предпринимается попытка определить основные значения anagoge в латинской экзегетической литературе, что будет способствовать более правильному и ясному пониманию как терминологии, так и герменевтических методов древних латинских толкователей.

Диакон Сергий Кожухов в исследовании «Религиозная политика и богословское содержание императорских посланий: “Энциклики” Василиска, “Энотикона” Зинона и “Типоса” Анастасия I. Часть 1» рассматривает церковную политику императора Василиска (475–476) и предлагает богословский анализ его указа под названием «Энциклика», которая стала первым официальным имперским документом, направленным против Халкидонского Собора (451) и его учения о двух природах во Христе после воплощения. «Энциклика» ставит Халкидонский Собор вне церковной традиции, противопоставляя его трём предыдущим Вселенским Соборам. На этом фоне даётся анализ седьмого правила Ефесского Собора (431), позиции Диоскора Александрийского и сопутствующих исторических событий.

Игумен Герасим (Дьячков) и иеромонах Иона (Черкасов) в исследовании «Организация миссионерского просвещения чувашского населения на примере селений Средние и Новые Алгаши Симбирской епархии в период с 1877 по 1902 г.» ставят целью показать, как последовательное применение комплекса миссионерских средств привело к ослаблению влияния татар-магометан на чувашей-язычников и отступников от православной веры. В ходе исследования использовались следующие методы: сравнительно-исторический, причинно-следственный анализ связей между историческими событиями, типологизация исторических явлений, историко-системный анализ, структурно-диахронный анализ исторических процессов и абстрагирование в историческом познании. В итоге данной работы была воссоздана история миссионерского просвещения чувашского народа на примере селений Средние и Новые Алгаши Симбирской епархии за 25-летний период (1877–1902 гг.). Изучение опыта организации миссионерского просвещения нерусского населения может оказать помощь миссионерам для практического использования в современных условиях. Авторы статьи полагают, что изложенные в данной статье исторические сведения могут быть отражены в учебных пособиях по истории Симбирской епархии.

Протоиерей Сергий Звонарёв предлагает вниманию научного сообщества статью «Проектирование и учреждение церковных округов Всероссийским Церковным Собором 1917–1918 гг.» Осенью 1918 г. Всероссийский Церковный Собор рассмотрел проект учреждения церковных округов. Начало церковной дискуссии на эту тему было положено ещё Предсоборным Присутствием в 1906 г. Предсоборное Совещание в апреле 1912 г. кратко обратилось к теме митрополичьих округов и солидаризировалось со взглядом Присутствия на округа как на объединения существующих епархий в пастырско-миссионерских целях. Совещание не сделало того, чего так недоставало документам Присутствия: не детализировало компетенцию митрополитов и Соборов митрополичьих округов, их правомочия в отношении епархий, входящих в округ, а также Святейшего Синода. Не смог решить эту задачу и Всероссийский Церковный Собор, хотя в его распоряжении была редакция «Положения о церковно-соборном окружном управлении», подготовленная профессором П. В. Верховским во втором отделе Предсоборного Совета. Несмотря на проделанную предсоборными органами большую работу, решение Собора об учреждении округов было кратким по объёму и декларативным по содержанию. По причине ожидавшегося скорого прекращения соборной работы сочтено необходимым предоставить Священному Синоду и Высшему Церковному Совету во главе с Патриархом определить число округов и произвести распределение по ним епархий. Предполагалось, что за центральной церковной администрацией останется и наладка деятельности новоучреждённых округов. В 1928 и 1934 гг. была предпринята попытка создать церковные области во главе с областными архиереями применительно к административно-территориальной реформе в советском государстве. Однако со временем проект потерял актуальность, в том числе в связи с новой волной гонений на Церковь и попытками советских властей разрушить церковную организацию.

Священник Павел Лизгунов в исследовании «Проблема идентичности верующих советских граждан в проповедях свт. Луки (Войно-Ясенецкого)» продолжает исследование темы социально-политических высказываний всемирно известного исповедника, архипастыря и хирурга свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Настоящая публикация освещает его проповедническую деятельность в 1940–1950-е гг. Проповеди святителя исследуются в ракурсе проблемы двойственной идентичности верующих советских граждан.  В проповедях святителя присутствуют следующие основные мотивы: обличение фашистской Германии, буржуазных стран Европы и Америки в их противостоянии с Советским Союзом, нередко встречается похвала внешней политики и внутреннего строя советского государства как по сравнению с современными государствами, так и по сравнению с дореволюционной Россией. Также его обращения к пастве содержат скрытую и даже явную критику отдельных аспектов жизни Советского Союза. Проповеди святителя дают прямой ответ на поставленный в данной и предыдущей статьях вопрос о двойственной идентичности православных советских людей. Святитель явным образом выражает традиционное православное учение о том, что христианин прежде всего должен мыслить себя гражданином Царства Небесного и лишь во вторую — гражданином царства земного.

Священник Роман Савчук в исследовании «Идеологические искажения русской церковной истории в трудах украинских советских авторов второй половины 1980-х годов» ставит одной из задач проследить идеологические особенности формирования исторического мышления украинских историков в контексте осмысления роли и места Церкви в прошлом страны. С помощью историко-типологического и историко-сравнительного методов проанализированы публикации украинских историков, философов и общественных деятелей второй половины 1980-х гг., касающиеся вопросов церковной истории. В статье также рассматриваются конкретные примеры реализации данных методов при искажении исторической действительности в культурной, социальной, общественно-государственной сферах. Отдельно проанализирован идеологический миф о «церковном модернизме» в русском богословии второй половины ХХ в. Обосновываются выводы о том, что влияние советской атеистической идеологии на церковно-исторические исследования оставалось достаточно сильным; основными методологическими приёмами идеологического искажения церковной истории были: огульное упрощение исторической действительности; целенаправленное упрощение церковной трактовки прошлого Руси, искажение выводов христианских авторов; формирование отрицательного отношения к позиции церковных учёных с помощью навешивания ярлыков, необоснованного противопоставления «свой — чужой», «прогрессивный — отсталый», «научный — выдуманный»; использование экспрессивной, отрицательно окрашенной лексики.

Архимандрит Симеон (Томачинский) предлагает статью «Две службы преподобному Сергию Радонежскому: проблемы авторства». Cлужба преподобному Сергию оказала огромное влияние на русскую гимнографию. В современных Минеях она представлена в двух вариантах: на 5 июля и на 25 сентября старого стиля. Исследователями высказывались разные идеи относительно авторства, в частности об участии преподобного Епифания Премудрого в составлении одной из служб. В статье рассматривается эта гипотеза и делается вывод о преимущественном участии иеромонаха Пахомия Серба в подготовке обеих служб.

Варвара Викторовна Каширина в статье «Публикации святителя Феофана в журнале “Домашняя беседа”» ставит задачей охарактеризовать специфику публикаций святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа» (в 1858–1865 гг. журнал назывался «Домашняя беседа для народного чтения»), с которым святитель сотрудничал с 1858 по 1877 гг. Для реализации поставленной задачи был проведён источниковедческий анализ изучаемых публикаций с применением методов критической интерпретации источников. Духовное писательство святитель Феофан рассматривал как служение Русской Православной Церкви, отмечая, что «писать — это служба Церкви нужная». В результате исследования охарактеризованы основные публикации святителя в журнале «Домашняя беседа» и определена их типология: в журнале были опубликованы произведения святителя, вышедшие затем отдельными изданиями: «Покаяние и обращение грешника к Богу»; «Порядок богоугодной жизни»; «Пояснительные статьи к трактату “Порядок богоугодной жизни”»; «Душа и тело не есть нечто телесное, а чистый дух»; «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; «Письма о духовной жизни»; «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия»; «Апофегмы», «Толкование на 118-й псалом», а также статьи и отрывки из различных сочинений, преимущественно из «Писем о христианской жизни», из проповедей владимирской и тамбовской паствам. По замечанию А. Д. Каплина, жизнеописателя В. И. Аскоченского, святитель Феофан «был после редактора-издателя самым часто публикующимся автором» в журнале, где печатались также сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Леонида (Кавелина), С. О. Бурачка, Ф. Н. Глинки, А. Н. Майкова, графа М. В. Толстого, Ф. И. Тютчева и др.

Олег Иванович Сыромятников в статье «Ф. М. Достоевский о войне и мире» рассматривает взгляды Ф. М. Достоевского на феномен войны и мира, выраженные им в первой главе апрельского номера «Дневника писателя» за 1877 г., посвящённой вступлению России в войну с Турцией. В острой, полемической форме писатель отвечает либеральной прессе, говорившей о пагубности этого шага для русского общества. Феодор Михайлович подчёркивает, что причиной вступления России в войну было многолетнее жестокое угнетение турецкими захватчиками восточнославянских народов, которые неоднократно обращались к России за помощью, но не получали её, так как русская дипломатия пыталась решить эту проблему мирным путём. И только когда все мирные средства были исчерпаны, Россия взялась за оружие, имея своей целью не территориальные или экономические приобретения, а исключительно освобождение угнетённых братьев-славян. Достоевский говорит, что русский народ всегда считал войну несомненным злом и не желал её, но принял её необходимость как свой священный долг, определяемый христианскими заповедями о любви к ближним и самопожертвованию ради их спасения.

Протоиерей Олег Корытко в статье «История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы второй половины XIX в. — 1917 г.» продолжает обзор научных исследований в области верований восточных славян, вышедший в «Богословском вестнике» № 1 (44) за 2022 г. В статье рассматривается важный для отечественной гуманитарной науки период, связанный с осмыслением сущностных черт славянской мифологии. Автор прослеживает путь изучения славянской мифологии в период со второй половины XIX в. по 1917 г. Статья начинается обзором работ, пытавшихся выявить истоки архаических представлений (Щапов, Щепкин). Рассматриваются идеи солярно-мифологической школы (Афанасьев) и использование сравнительно-исторического метода (Сумцов), указываются достижения исторической школы (Миллер), анализируется распространение идей диффузионизма (Ружнецкий, Корш) и последующее доминирование эволюционизма (Нидерле). Статья завершается оценкой научного вклада Д. К. Зеленина, использовавшего комплексный подход к изучаемым вопросам. В статье получил отражение сложный путь научного поиска в указанный период, с очевидными достижениями, неизбежными ошибками и не всегда обоснованными предположениями. Методология, применяемая при составлении обзора, носит комплексный характер с учётом не только данных, предоставленных светскими науками (филологией, этнографией, религиоведением, фольклористикой), но и с опорой на богословское видение описываемых феноменов.

Денис Александрович Гуляев предлагает исследование «Понятие “изменённые состояния сознания” и критика медитативных практик». Данная статья посвящена понятию «изменённые состояния сознания», используемому апологетами против медитативных практик. В некоторых исследованиях авторы утверждают, что медитация вводит человека в такое состояние, что может указывать на ложность духовного опыта и опасность для психического здоровья практикующего. Цель статьи — показать, почему сложно использовать понятия «изменённые состояния сознания» для критики медитативных практик. В работе проводится анализ основных аргументов за и против применения данного понятия, указаны слабые места такого рода аргументации и предлагается направление, в котором можно построить дальнейшую критику. В начале автор даёт общее определение изменённых состояний сознания, основанных на понятии базисного состояния. Далее указывает основные сложности: малоизученность темы, использование учёными различных моделей её описания, указание ряда исследований на пользу таких состояний, в том числе медитации, факт отнесения исследователями некоторых духовных переживаний святых к изменённым состояниям сознания. Автор приходит к выводу, что изменённые состояния сознания должны использоваться как аргумент против медитативных практик с осторожностью и применяться вместе с другими видами обоснования. Доводы при диспуте с практикующими медитацию предлагаются автором с учётом конкретной цели, вида практики и мировоззрения человека.

Купить

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Библеистика

Михаил Анатольевич Скобелев, Евгения Валентиновна Горская

Изречение Вода̀ глꙋбока̀ совѣ́тъ въ се́рдцы мꙋ́́жа, мꙋ́́жъ же премꙋ́́дръ исче́рплетъ ю҆̀ (Притч. 20, 5) — в контексте литературы Премудрости и церковного Предания

Илья Александрович Хангиреев

Образ пророка Илии в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир. 48, 1–11)

Протодиакон Роман Штаудингер

Книга пророка Иеремии в Вульгате и комментарии блаженного Иеронима

Богословие и философия

Николай Николаевич Павлюченков

Метафизика всеединства и Богочеловечества в богословии прп. Иустина (Поповича)

Патрология и христианская литература

Протоиерей Борис Тимофеев

Понятие anagoge в экзегетических произведениях блж. Иеронима Стридонского (345–420 гг.) и последующей латинской экзегетической традиции

Диакон Сергий Кожухов

Религиозная политика и богословское содержание императорских посланий: «Энциклики» Василиска, «Энотикона» Зинона и «Типоса» Анастасия I. Часть 1

История Русской Православной Церкви

Игумен Герасим (Дьячков), иеромонах Иона (Черкасов)

Организация миссионерского просвещения чувашского населения на примере селений Средние и Новые Алгаши Симбирской епархии в период с 1877 по 1902 г.

Протоиерей Сергий Звонарёв

Проектирование и учреждение церковных округов Всероссийским Церковным Собором 1917–1918 гг.

Священник Павел Лизгунов

Проблема идентичности верующих советских граждан в проповедях свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

Священник Роман Савчук

Идеологические искажения русской церковной истории в трудах украинских советских авторов второй половины 1980-х годов

Литургика

Архимандрит Симеон (Томачинский)

Две службы преподобному Сергию Радонежскому: проблемы авторства

Агиография

Варвара Викторовна Каширина

Публикации святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа»

Русская литература

Олег Иванович Сыромятников

Ф. М. Достоевский о войне и мире

Религиоведение

Протоиерей Олег Корытко

История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы второй половины XIX в. — 1917 г.

Денис Александрович Гуляев

Понятие «изменённые состояния сознания» и критика медитативных практик

 

Пресс-служба МДА