В издательстве МДА вышел 45-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

2022-10-25

В издательстве Московской духовной академии вышел 45-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник», второй за 2022 год.

Номер содержит 19 статей по самым разным тематикам:

  • библеистике,
  • богословию и философии,
  • сравнительному богословию,
  • патрологии и христианской литературе,
  • истории Русской Православной Церкви,
  • литургике,
  • агиографии и
  • русской литературе.

Кроме того, в номере есть две рецензии: одна — на книгу игум. Арсения (Соколова) с комментарием на пророка Осию, другая — на книгу В. В. Байдина о древнерусском предхристианстве.

В этом номере:

Иеромонах Ириней (Пиковский) в статье «Христос как Царь и Первосвященник в свете правления династии Хасмонеев (II–I в. до Р. Х.)» предлагает исследование с целью определить предпосылки использования образа Мелхиседека автором Послания к Евреям для указания на царское и первосвященническое достоинство Иисуса Христа (Евр. 7, 24–26; 8, 1; 10, 21 и др.). Вопрос о том, почему автор Послания взял именно Мелхиседека (см.: Быт. 14, 18–20; Пс. 109, 4) как образ избавителя царя-первосвященника, зачастую обходится исследователями стороной. Ответ на него, на взгляд автора статьи, может быть найден при обращении к источникам, относящимся к периоду правления династии Хасмонеев и Ирода Великого в Иудее (163–164 гг. до н. э.), когда впервые в истории Израиля у власти оказались цари и первосвященники, которые ни по кровному преемству, ни по личным качествам не соответствовали патриархальным идеалам. Сравнительно-сопоставительный анализ источников раннего иудаизма и библейских текстов показывает, что ещё до Рождества Христова в Израиле возникли ожидания двух мессий: от колена Левия и от колена Иуды. Оба атрибута власти, по мнению автора, весьма подходили к Иисусу, первосвященство которого совершалось в нерукотворенной скинии (Евр. 9, 11). Исследователь приходит к выводу: автор Послания к Евреям совершенно неслучайно выбрал образ Мелхиседека для того, чтобы описать характер «вечного первосвященства» Иисуса Христа. Этому способствовала религиозно-политическая ситуация в Иудее перед разрушением Второго храма (70 г. н. э.).

Диакон Николай Шаблевский в статье «Слова Иисуса Христа из Мф. 11, 25 как экзегетический мотив для толкования Притч. 9, 4‒10 и 11Q5 (11QPsa. Col. XVIII)» предлагает экзегетический разбор слов Священного Писания — Мф. 11, 25 и параллельного отрывка — Лк. 10, 21. Автор высказывает предположение, что слова Иисуса Христа служат экзегетическим мотивом для понимания Притч. 9, 4‒10 и 11Q5 (11QPsa. Col. XVIII). В свою очередь, 11Q5 — экзегетический мотив для понимания Притч. 9, 4‒10. По мнению автора, Иисус Христос мог знать текст 11Q5, 154-го Псалма, возможно взятого для толкования Притч. 9, 4‒10 и характеризующего истинную мудрость Его апостолов.

Стефан Андреевич Парахин в статье «Мерзость запустения и бегство христиан в Пеллу» анализирует отрывок Евангелия от Марка, содержащий предсказание о мерзости запустения, стоящей там, где ей не должно стоять (Мк. 13, 14). Основное внимание уделяется следующим вопросам: что подразумевается под мерзостью запустения? Как её явление соотносится с призывом бежать в горы? Существует ли связь между этим евангельским стихом и преданием о бегстве христиан в Пеллу? Дабы ответить на эти вопросы, автор исследовал тексты первоисточников, произвёл сравнительный анализ параллельных мест синоптических Евангелий, а также сделал обзор научной литературы, в которой раскрывается данная проблематика.

Монах Нил (Лазаренко) в статье «Филологический комментарий к некоторым местам Соборных посланий» предлагает филологический комментарий к трём стихам Соборных посланий: к двум — из Послания Иакова и к одному — из Второго послания Петра. Эти стихи содержат определённые трудности, хотя и разного плана. В первом случае речь идёт об установлении первоначального текста и заложенного автором смысла, во втором — о возможностях грамматического истолкования причастия, а в третьем — о взаимосвязи между лексической семантикой и богословием. На этих трёх примерах представлены три направления филологического анализа новозаветного текста (текстологическое, грамматическое и лексико-семантическое), которые являются необходимой базой для дальнейшей богословской работы.

Александр Александрович Солонченко в статье «Дистанция в богословии Ж.-Л. Мариона» раскрывает концепцию дистанции в богословском проекте Ж.-Л. Мариона. Автор проводит сравнительный анализ взглядов Мариона с идеями Э. Левинаса и Г. У. фон Бальтазара. В первой части даётся описание идеи бесконечного и понятия «Другой» у Левинаса. Во второй части статьи анализируется концепция дистанции в богословии Бальтазара, выделяются четыре различных уровня употребления этого понятия. В третьей части выявляются основные смыслы, цели и назначения понятия «дистанция» у Мариона, показываются сходства и различия с идеями Левинаса и Бальтазара. Автор приходит к заключению, что у всех трёх мыслителей «дистанция» — это не пространственная категория, указывающая на радикальное отличие, онтологическую инаковость полюсов, между которыми она «пролегает». Помимо тех четырёх уровней, на которых применяет «дистанцию» Бальтазар, Марион использует эту категорию для разработки метода иконического богословия. В этом случае «дистанция» призвана показать несводимость Бога к любым рациональным учениям о Нём. На этом уровне «дистанция» у Мариона исполняет ту же роль, что и «аналогия бытия» у Бальтазара, но, в сравнении с «аналогией бытия», «дистанция» делает больший акцент на несходстве полюсов.

Розалия Моисеевна Рупова в статье «Мир как таинство в литургическом богословии протоиерея Александра Шмемана» затрагивает вопросы секуляризма, который рассматривается протоиереем Александром Шмеманом как антропологическая ересь, подрывающая понимание человека в качестве существа, поклоняющегося Богу, причём поклонение — это основной акт, одновременно определяющий человеческую природу и формирующий её. Литургическое богословие протоиерея А. Шмемана прокладывает путь к актуализации в наше время подлинного смысла и силы богослужения, что означает раскрытие его космического, экклезиологического и эсхатологического измерения и содержания. Воспринимая мир как Таинство, включённое в литургическое действо, можно обрести утраченное евхаристическое бытие человека. Автор обосновывает принадлежность богословия отца Александра к направлению неопатристического синтеза, актуального в наши дни и далеко не исчерпавшего своего творческого потенциала.

Иеродиакон Алексий (Очканов) в статье «Роль русской православной диаспоры в Великобритании в укреплении англикано-православного взаимодействия в 1920–1940-е годы» предлагает анализ деятельности Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского по укреплению взаимосвязей между Русской Православной и Англиканской Церквами. При написании статьи были использованы проблемно-хронологический и историко-генетический методы исследования, позволившие проанализировать деятельность Содружества на протяжении первых двадцати лет его существования. Особое внимание уделяется тематике проводимых Содружеством ежегодных англикано-православных съездов, в которых принимали участие видные деятели русского. Главным результатом исследования стал вывод, что участникам Содружества удалось в какой-то степени добиться результатов в укреплении взаимоотношений между Церковью Англии и Русской Православной Церковью в условиях международной изоляции последней. Благодаря деятельности православных членов Содружества, с основами православного вероучения смогли познакомиться многие англиканские богословы и священнослужители. Несмотря на то, что участники Содружества не имели официальных полномочий говорить от лица своих Церквей и принимать какие-либо ответственные решения, их просветительская деятельность принесла значительную пользу англикано-православному диалогу, включив в его орбиту большие слои английской церковной общественности.

Дмитрий Вячеславович Ларионов и священник Александр Ларионов в публикации «Проблема “исторического Иисуса” в России конца XIX века на примере книг Д. Ф. Штрауса» рассматривают восприятие русскими авторами второй половины XIX века популярных в Европе и новых для того времени идей Тюбингенской школы на примере книг Давида Фридриха Штрауса, видного представителя библейской рационалистической критики и автора «мифической теории». Цель исследования — показать, насколько неоднозначно в русском образованном обществе были восприняты актуальные для Европы богословские тенденции. В статье представлен разнообразный спектр мнений российских авторов XIX века относительно творчества немецкого теолога.

Священник Александр Овчинников в исследовании «Филологический разбор притчи о злых виноградарях и его проблематика у Клайна Снодграсса» предпринимает попытку показать особенности филологического разбора притч Господа Иисуса Христа как важную составляющую часть библейских критических исследований американского библеиста второй половины XX в. Клайна Снодграсса. В ходе исследования автор приходит к выводу, что филологический базис играет ключевую роль в библейских исследованиях Снодграсса, и многие теологические построения американского библеиста относительно текста Священного Писания опираются именно на глубокую филологическую проработку этого текста.

Игумен Дионисий (Шлёнов) предлагает исследование «Три духовных этапа: очищение, озарение и обожение (κάθαρσις, φωτησμός /ἔλλαμψις, θέωσις) в византийской традиции». В XIV в. свт. Григорий Палама и его сторонники и продолжатели на основании предшествующей богословской и исихастской традиции Церкви акцентировали особое внимание на учении о видении нетварного Фаворского света и достижении — в состоянии предельной чистоты — состояний озарения и обожения. Автор ориентируется на труд известного богослова православного мира прот. Иоанна Романидиса «Святоотеческое богословие», который считает, что учение об очищении, озарении и обожении передаёт самую суть православия, и во всех аспектах своего существования сводится именно к эти трём понятиям. В настоящей публикации делается попытка дать исторический обзор каждого из трёх терминов, чтобы не только дать оценку взглядам о. Иоанна, но и рельефнее представить место паламитского богословия в более широкой святоотеческой традиции с внутренним идеалом святости как абсолютным императивом.

Священник Анатолий Липатов в статье «Сакраментологический и экклесиологический аспект сотериологии святителя Кирилла Александрийского» рассматривает учение святителя Кирилла Александрийского о Церкви и её таинствах, без участия в которых человеку невозможно наследовать вечную жизнь. Свт. Кирилл учит о таинствах в ярко выраженном опытном аспекте сотериологии. Научная новизна исследования состоит в том, что поиск литературы по теме выявил отсутствие какой-либо исследовательской работы, специально посвящённой учению святителя о таинствах и их роли в отношении нашего спасения. Исключение составляет ряд публикаций, в которых рассматривается таинство Евхаристии в учении свт. Кирилла, однако данные исследования посвящены Евхаристии в рамках общего контекста его богословской системы. В настоящей публикации впервые в отечественной историографии предпринята попытка изучить сакраментологический и экклесиологический аспекты сотериологии великого святителя. В результате показано, что всё сотериологическое учение святителя Кирилла неизбежно соединяется с учением о Церкви и её таинствах.

Митрополит Ферапонт (Кашин) во второй части статьи «Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году» описывает костромские события 1613 г., ставшие началом исторического пути царского Дома Романовых, и анализирует сведения из различных источников об участии в этих событиях чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На основании сопоставления «Сказания Авраамия Палицына», «Нового летописца» и других источников делает вывод о том, что традиционная версия происходившего в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре 14 марта 1613 г. требует критической оценки, поскольку она основана на «Сказании Авраамия Палицына», а автор «Сказания» пристрастно подбирал факты для изложения в своём сочинении, что побуждает некоторых исследователей в наше время подвергать сомнению участие главной святыни Костромы в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова. Автор отмечает сходство и различие описаний церемоний 21 февраля 1598 г. в Новодевичьем монастыре близ Москвы (призвание на царство Бориса Годунова) и 14 марта 1613 г. в Ипатьевской обители. Объясняет отсутствие упоминаний об участии Феодоровской иконы Божией Матери в событиях 14 марта при описании этих событий в источниках до 1630 г. В статье рассматриваются различные версии того, какой иконой и как мать Михаила Феодоровича инокиня Марфа благословила сына на царское служение.

Архимандрит Макарий (Веретенников) в статье «Святейший Патриарх Никон: начало жизненного пути» рассматривает начало жизненного пути Святейшего Патриарха Никона от момента его рождения до его трудов в Новоспасской обители. Множество сохранившихся источников с отображением жизненных вех Святейшего Патриарха, с одной стороны, и разрозненность биографических сведений между ними, с другой, ставит перед исследователями задачу их сопоставления и анализа с целью определения наиболее достоверной хронологии начала жизненного пути святителя Никона. Автором было предпринято решение в рамках данной статьи разрешить данную проблему и определить траекторию жизненного пути Патриарха. На основании биографических источников и внешних исторических данных автор реконструирует основные этапы его жизни, а также уточняет и корректирует даты определяющих его жизнь событий.

Павел Евгеньевич Липовецкий в статье «Духовная цензура в период Первой русской революции» на основании законодательных материалов и наблюдений за эволюцией работы периодики, реконструирует реакцию Синода на изменения в цензурном надзоре и шаги по возрождению контроля над церковными изданиями. Автору удалось прийти к следующим выводам: Восстановление цензурного контроля осуществлялось Синодом через издание ряда постановлений. Одни из них были направлены на возвращение предварительного цензурирования очередного номера изданий, принадлежащих церковным институтам. Другие — на ограничение возможностей духовенства высказываться по политическим проблемам на страницах не только церковной, но и гражданской периодики. В итоге цензурный контроль над принадлежащими Церкви изданиями удалось восстановить в полной мере. Однако за пределами административного влияния Синода и других церковных структур сохранялась возможность бесцензурных публикаций на церковную тематику.

Протоиерей Сергий Звонарёв в статье «Митрополичьи округа в предсоборной дискуссии» представляет опыт исследования предсоборной дискуссии о митрополичьих округах в начале XX в., об их месте в системе церковного управления, о роли и значении в устроении жизни Церкви. Анализ дискуссии выявляет пересечение двух основных типов региональной церковной организации: церковных округов, устроенных по региональному принципу, и округов, сформированных по принципу целеполагания и властных полномочий. Выбор той или иной формы митрополичьих округов должен был решить насущные задачи, стоящие перед Российской Церковью того времени: во-первых, содействовать развитию церковной жизни на уровне регионов, а также соборности, во-вторых, посредством передачи части полномочий с центрального церковного уровня на региональный разгрузить Святейший Синод, заваленный множеством местных дел, и, в-третьих, содействовать внутренней консолидации Церкви на окраинах, не допустить возможных центробежных процессов. В решениях Предсоборного Присутствия приоритет отдавался митрополичьим округам как пастырско-миссионерским центрам. Это было связано с тем, что данная модель организации церковной жизни на уровне регионов весьма удобна и малозатратна. В то же время она не решала актуальной задачи по передаче части административно-судебных полномочий из центра на места, а соборность ограничивалась только пастырской и миссионерской сферами. В проектах церковных документов не получила развития тема полномочий митрополитов и окружных Соборов, что делало уязвимым весь проект по созданию в Российской Церкви митрополичьих округов. Значительный объём работы переносился на Всероссийский церковный Собор, которому и предстояло принять решение о создании в том или ином виде церковных округов.

Иеромонах Давуд Елантони (Пасилиос) в статье «К вопросу о литургии апостола Марка» анализирует текст анафоры литургии апостола Марка на предмет отличия богословского и текстологического содержания от литургий как александрийского типа, так и константинопольской традиции. Различие структуры анафоры обуславливает различие богословия Евхаристии из-за смещения определённых акцентов. Открытие рукописей литургии апостола Марка в XX веке и её перевод со страсбургских рукописей на русский язык в 2003 г. усилил внимание научного сообщества к данной теме. Всё это катализируется возросшим интересом к литургическому возрождению в Русской Православной Церкви в последнее время. Автором также предпринята попытка текстологического анализа всего последования литургии апостола Марка, с выявлением характерных особенностей, иллюстрированных примером из богослужения. Помимо прочего, рассматриваются актуальные и важные исследования по этой проблематике в отечественной науке.

Александр Юрьевич Семанин в статье «О Расширенной редакции “Жития св. Андрея Смоленского”» впервые проводит текстологический разбор Расширенной редакции «Жития св. Андрея Смоленского» для того, чтобы выявить и проанализировать источники редакции, а также классифицировать текст списков по группам. Текстологический анализ, проведённый автором, показал, что расширенная редакция была создана на основе предшествующей Минейной: к ней были добавлены несколько новых глав. Новые главы были заимствованы из «Жития прп. Даниила Переславского» и отнесены ко св. Андрею ошибочно, так как повествуют о другом человеке, жившем намного позднее святого, вероятнее всего о митрополите Московском Афанасии, до пострига — Андрее. Установлено, что списки Жития Расширенной редакции могут быть разделены на три группы: Троицкий, Румянцевский и Уваровский виды.

Варвара Викторовна Каширина в статье «Исторические описания монастырей архимандрита Леонида (Кавелина) в традиции церковно-исторических сочинений» выполняет задачу выявить особенности церковно-исторических трудов архимандрита Леонида (Кавелина) на материале исторических описаний монастырей. Для реализации поставленной задачи проводился источниковедческий анализ сочинений отца Леонида с применением методов сравнительного анализа, систематизации и критической интерпретации источников. В результате исследования было выявлено, что архимандрит Леонид (Кавелин) уже в первом своём историческом труде, посвящённом Оптиной пустыни (1847 г.), проявил себя как новатор, поставив своей основной целью духовное просветительство. В исторических описаниях архимандрита Леонида были реализованы сразу несколько задач: собирание и сохранение исторических сведений о монастыре; создание духовной летописи обители; побуждение к знакомству с православными святынями Русской земли. По прошествии лет, когда были утрачены многие архивные документы, сочинения отца Леонида стали важными и зачастую единственными источниками по истории монастырей. Архим. Леонид одним из первых церковных учёных обратился к истории женского монашества, составив описание трёх монастырей, насельницы которых воспитывались под духовным руководством опытных старцев. Исторические описания монастырей, созданные отцом Леонидом, имеют не только большое историческое, но и духовное значение и в настоящее время являются важными памятниками церковно-исторической науки.

Светлана Владимировна Бурмистрова в статье «Ф. М. Достоевский на страницах церковной академической периодики конца XIX — начала XX века (на материале журнала Московской духовной академии “Богословский вестник”)» рассматривает проблему восприятия творческого наследия Ф. М. Достоевского в церковной академической периодике рубежа XIX–XX вв. Довольно большой пласт материалов, так или иначе связанных с Ф. М. Достоевским представлен в журнале Московской духовной академии «Богословский вестник». Типичные формулы, через которые определяется образ писателя на страницах «Богословского вестника» — проповедник православия, учитель пастырей, панславист, психолог, философ, гений и др. В большинстве публикаций «Богословского вестника» сочинения Достоевского выступают не столько как объект историко-литературного анализа, сколько используются в качестве материала, позволяющего прокомментировать актуальные нравственно-философские вопросы современности или, что наблюдается в статьях научно-богословского характера, проиллюстрировать на доступном для читателей языке догматические основы христианства и православной аскетики. В «Богословском вестнике» творческое наследие Ф. М. Достоевского рассматривается как вершинное явление отечественной литературы и значимый фактор русской православной культуры.

Купить

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Библеистика

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Христос как Царь и Первосвященник в свете правления династии Хасмонеев (II–I в. до Р. Х.)

Диакон Николай Шаблевский

Слова Иисуса Христа из Мф. 11, 25 как экзегетический мотив для толкования Притч. 9, 4‒10 и 11Q5 (11QPsa. Col. XVIII)

Стефан Андреевич Парахин

Мерзость запустения и бегство христиан в Пеллу

Монах Нил (Лазаренко)

Филологический комментарий к некоторым местам Соборных посланий

Богословие и философия

Александр Александрович Солонченко

«Дистанция» в богословии Ж.-Л. Мариона

Розалия Моисеевна Рупова

Мир как таинство в литургическом богословии протоиерея Александра Шмемана

Сравнительное богословие

Иеродиакон Алексий (Очканов)

Роль русской православной диаспоры в Великобритании в укреплении англикано-православного взаимодействия в 1920–1940-е гг.

Дмитрий Вячеславович Ларионов, священник Александр Ларионов

Проблема «исторического Иисуса» в России конца XIX века на примере книг Д. Ф. Штрауса

Священник Александр Овчинников

Филологический разбор притчи о злых виноградарях и его проблематика у Клайна Снодграсса

Патрология и христианская литература

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Три духовные этапа: очищение, озарение и обожение (κάθαρσις, φωτησμός / ἔλλαμψις, θέωσις) в византийской традиции

Священник Анатолий Липатов

Сакраментологический и экклесиологический аспект сотериологии святителя Кирилла Александрийского

История Русской Православной Церкви

Митрополит Ферапонт (Кашин)

Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Часть 2

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Святейший Патриарх Никон: начало жизненного пути

Павел Евгеньевич Липовецкий

Духовная цензура в период Первой русской революции

Протоиерей Сергий Звонарёв

Митрополичьи округа в предсоборной дискуссии

Литургика

Иеромонах Давуд Елантони (Пасилиос)

К вопросу о литургии апостола Марка

Агиография

Александр Юрьевич Семанин

О Расширенной редакции «Жития св. Андрея Смоленского»

Варвара Викторовна Каширина

Исторические описания монастырей архимандрита Леонида (Кавелина) в традиции церковно-исторических сочинений

Русская литература

Светлана Владимировна Бурмистрова

Ф. М. Достоевский на страницах церковной академической периодики конца XIX — начала XX века (на материале журнала Московской духовной академии «Богословский вестник»)

РЕЦЕНЗИИ

Владимир Викторович Бельский

Рецензия на издание: Арсений (Соколов), игум. C. Книга пророка Осии: Комментарий. М.: ОЦАД; Издательский дом «Познание», 2019. 640 с. (Исследования Ветхого Завета). ISBN 978-5-906960-75-7

Протоиерей Олег Корытко

Рецензия на издание: Байдин В. В. Древнерусское предхристианство. СПб.: Алетейя, 2020. 352 с. ISBN 978-5-00165-070-6

 

Пресс-служба МДА