Григорианский хорал как явление культуры раннего Средневековья: предпосылки возникновения, формирование и развитие
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2020.5.3.010Ключевые слова:
Григорианский хорал, церковное пение, богослужение, Западная Церковь, традиция, культурные центры, григорианский антифонарий, теория музыки, эстетика, аскетика, античность, псалмопениеАннотация
В данном исследовании автором будет поднят и рассмотрен вопрос развития церков-
ной богослужебной музыки, а именно возникновение в Западной Церкви такого явле-
ния, как григорианский хорал. Предпосылки его появления можно отследить начиная
с ветхозаветных богослужебных песнопений, как храмовых, так и более поздних — си-
нагогальных. Затем автор разберет восприятие музыкальной науки в античной среде
такими классиками, как Пифагор, Платон и Аристотель, какое место в культуре и чело-
веческой жизни в целом они ей отводили, какие функции приписывали, а также рас смот-
рит отношение к музыкальной науке отцов и учителей Церкви, их восприятие музыки
как за богослужением, так и вне церковного пространства, но как отдельного культур-
ного явления. Вместе с тем будут рассмотрены политические процессы, происходив-
шие на территориях Западной Церкви, которые, в свою очередь, и привели сознание
Западной Церкви к созданию единого корпуса богослужебных песнопений — григори-
анского хорала. Также автор даст ответ на вопрос: почему григорианский хорал может
по праву считаться символом эпохи раннего Средневековья, отображением самой куль-
туры того времени.
Скачивания
Библиографические ссылки
Афанасий Александрийский, свт. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов. Сергиев Посад: СТСЛ, 1903.
Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. М.: Отчий дом, 2010.
Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X столетий. М.: Наука, 2004.
Климент Александрийский. Педагог / пер. Н. Корсунского. Ярославль: Тип. губ. зем. Управы, 1890.
Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с франц. Е. Ф. Шичалиной. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002.
Боффи Г. Большая энциклопедия музыки. М.: АСТ; Астрель, 2006.
Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Киев: Символ, 1995.
Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебник в 2 т. Т. 1: по XVIII век. М.: Музыка, 1983.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье. М.: ТК Петрополис, 1995.
Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб.: Мирт, 2001.
Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М.: Наука, 1989.
Фомина З. В. Онтология музыки. Текст. Саратов: СГК им. Л. B. Собинова, 2005.
Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII ве ка. М.: Музыка, 1975.
Шостьин А. Нравственно-воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад: 2-я тип. Снегирёвой, 1899.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.